Содержание:
Добровольная ликвидация юридического лица — должника
Процедура ликвидации юридического лица регулируется ч. 1 ст. 24 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», п. 1 ст. 57 ГК, если иное не предусмотрено другими законодательными актами.
Законом Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее — Закон № 227-З) предусматриваются особенности банкротства ликвидируемого должника.
Если в процессе досудебной (добровольной) ликвидации выясняется, что для удовлетворения требований кредиторов у должника отсутствует имущество либо стоимость имущества недостаточна, то должник подлежит ликвидации с учетом особенностей, установленных главой 24 «Особенности банкротства ликвидируемого должника» Закона № 227-З (п. 1 ст. 220 Закона № 227-З).
Таким образом, процедура банкротства ликвидируемого должника является последствием невозможности продолжения ликвидации субъекта хозяйствования в порядке досудебной (добровольной) ликвидации ввиду отсутствия имущества для удовлетворения требований кредиторов.
Важно.
Согласно п. 22 ст. 1 Закона № 227-З термин «ликвидируемый должник» означает юридическое лицо, в отношении которого решение о ликвидации принято до возбуждения производства по делу о его банкротстве. Индивидуальный предприниматель, находящийся в процедуре прекращения деятельности, к данной категории должников не относится. Относительно индивидуального предпринимателя применяются нормы главы 23 «Особенности банкротства индивидуального предпринимателя» Закона № 227-З.
При добровольной ликвидации организации необходимо руководствоваться нормами Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение).
Положением предусмотрена ликвидация юридического лица в том числе по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом.
Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.
Важно.
При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, не являющееся собственником имущества (учредителем, участником) или руководителем этого юридического лица (ч. 5 п. 6 Положения).
Со дня назначения ликвидатора (ликвидационной комиссии) к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В пределах своих полномочий ликвидатор:
- приступает к анализу всех обязательств должника и его активов;
- производит учет имущества и дебиторской задолженности должника;
- проводит работу по выявлению кредиторов предприятия путем направления контрагентам должника уведомлений о ликвидации;
- ведет прием требований кредиторов и вносит принятые требования в реестр требований кредиторов;
- при наличии у должника имущества производит его оценку;
- организует реализацию имущества и погашение имеющейся кредиторской задолженности.
Все перечисленные выше действия ликвидатора подобны мерам, принимаемым руководителями юридических лиц и антикризисными управляющими, которые направлены на погашение имеющейся кредиторской задолженности.
Возбуждение дела о банкротстве юридического лица — должника
Раздел V Закона № 227-З регламентирует производство по делу о банкротстве в упрощенном порядке. Упрощенная процедура банкротства заключается в том, что в отношении должника применяется лишь конкурсное и ликвидационное производство, а защитный период, санация и мировое соглашение не применяются (п. 4 ст. 221 Закона № 227-З).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 227-З основанием для подачи заявления о банкротстве в экономический суд является установление того факта, что стоимость имущества ликвидируемого должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Подача заявления должником
Статьей 220 Закона № 227-З предусмотрена обязанность подачи заявления о банкротстве в экономический суд в течение одного месяца со дня установления обстоятельств недостаточности стоимости имущества ликвидируемого должника для удовлетворения требований кредиторов либо отсутствия имущества.
Правом подписи заявления должника о банкротстве обладает любое из указанных лиц: председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), а при его отсутствии — руководитель, собственник имущества или учредители (участники) ликвидируемого должника.
Подача заявления кредитором
Заявление в суд о банкротстве не может быть подано кредитором к ликвидируемому должнику по общим основаниям, установленным ст. 10, пп. 2 и 3 ст. 20 Закона № 227-З. Например, при наличии факта применения к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 6 месяцев (для сельскохозяйственных организаций — в течение 12 месяцев), либо при выявлении в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований (п. 2 ст. 10 Закона № 227-З).
Заявление в суд к ликвидируемому должнику может быть подано кредитором должника — юридического лица, предъявившим свои требования к ликвидируемому должнику в порядке, установленном гражданским законодательством, в следующих случаях:
- по истечении пяти месяцев с даты размещения сведений о нахождении должника в процессе ликвидации в случае неудовлетворения в указанный период требований кредитора в размере не менее 50 % от суммы требований этого кредитора, заявленных и признанных в установленном порядке;
- при неудовлетворении требований кредитора в полном объеме по истечении срока ликвидации, установленного законодательными актами или решением о ликвидации должника;
- по истечении двух месяцев с даты предъявления кредитором требований к должнику при ликвидации должника, осуществляемой в соответствии с законодательными актами без создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).
При подаче заявления кредитора о банкротстве ликвидируемого должника в экономический суд предусматривается обязанность направления копии заявления кредитора о банкротстве должнику. Согласно ст. 220 Закона № 227-З должник направляет в суд отзыв на заявление кредитора о банкротстве, который подписывается председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором), а в случае, когда в соответствии с законодательными актами юридическое лицо ликвидируется без создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), — руководителем должника — юридического лица, а при его отсутствии — собственником имущества, учредителями (участниками) или лицом, уполномоченным общим собранием участников должника.
Определение размера задолженности при подаче заявления
Не учитывается при принятии заявления о банкротстве ликвидируемого должника, заявления кредитора о банкротстве и не принимается во внимание размер задолженности перед учредителями (участниками) должника — юридического лица по обязательствам, связанным с применением условий учредительства (участия), за исключением обязательств перед вышедшими или исключенными из состава этого должника учредителями (участниками) на дату подачи заявления в суд.
При принятии заявления о банкротстве ликвидируемого должника определяется размер задолженности по денежным обязательствам перед кредиторами. При этом не учитываются долги, подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств, неустойка (штрафы, пени) и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Назначение антикризисного управляющего
В заявлении о банкротстве ликвидируемого должника предусматривается предоставление сведений о двух и более кандидатурах антикризисного управляющего, предлагаемых для назначения в производство по делу о банкротстве. Исключение составляют случаи подачи заявления о банкротстве государственной организации (организации с долей государства), градообразующей и приравненной к ней организации. Кандидатуры антикризисных управляющих должны соответствовать требованиям ст. 46 Закона № 227-З.
Статьями 45 и 228 Закона № 227-З определено, что лицо, которое было ликвидатором предприятия, не сможет выступать в качестве антикризисного управляющего.
Пунктом 4 ст. 228 Закона № 227-З установлено, что в случае, если в производстве суда находится дело о банкротстве, в котором управляющий выступал ликвидатором должника, то полномочия таких управляющих должны быть прекращены и необходимо назначить нового управляющего. Также следует учитывать, что в соответствии с пп. 11 и 12 ст. 1 Закона № 227-З управляющий не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и (или) кредиторов.
Ликвидация в процессе банкротства начинается с момента принятия решения экономическим судом и завершается судебным постановлением. На основании данного судебного постановления в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносится запись о ликвидации юридического лица.
Резюме:
Процедура банкротства является одной из специфических правовых форм ликвидации юридического лица и носит комплексный характер в вопросах оснований, порядка и правовых последствий такой ликвидации.
Процедура банкротства ликвидируемого должника не предполагает продолжения деятельности такой организации по решению собственников (участников) в отличие от добровольной ликвидации, когда собственники (участники), принявшие решение о ликвидации, имеют возможность «передумать».
При упрощенной процедуре банкротства в отношении должника применяется лишь конкурсное и ликвидационное производство.
Заявление о возбуждении дела о банкротстве может быть подано как ликвидируемой организацией-должником, так и ее кредитором.