Обстоятельства дела
Между ОАО «Г» (перевозчик) и ООО «П» (заказчик) заключен договор на организацию перевозок грузов, в соответствии с которым перевозчик обязался принимать, а заказчик — предъявлять к автомобильной перевозке грузы в объемах и в сроки, предусмотренные суточной письменной заявкой на перевозку груза. При исполнении договора заказчик делал заявки только по телефону, дополнительные документы, согласовывающие порядок перевозки, тарифы на перевозку и т.д., не составлялись. Оплата осуществлялась на основании счета, до конца текущего месяца. В счетах на оплату договор, являющийся основанием оплаты, указан не был. Акт оказанных услуг подписан не был, а задолженность по оплате оказанных услуг по перевозке подтверждалась только актом сверки, без указания на конкретный договор.
Заказчик оплатил услуги с просрочкой. Перевозчик обратился в суд с иском о взыскании договорной пени за просрочку оплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Позиция истца (перевозчика)
Ответчиком нарушены сроки оплаты — согласно договору расчеты производятся до 30-го числа. В соответствии с условиями договора при просрочке внесения провозной платы заказчик уплачивает перевозчику пеню в размере 0,2 % от суммы платежей за каждый день просрочки внесения провозной платы. Размер пени, предъявленный ко взысканию, — 31 919 577 руб.
На основании ст. 366 ГК ответчик должен уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 10 092 869 руб. Период просрочки оплаты был определен в соответствии с договором об организации перевозок начиная с 1-го числа месяца, следующего за оплачиваемым. В отношении отсутствия письменных заявок истец пояснил, что прием заявок по телефону — сложившаяся практика.
Позиция ответчика (заказчика)
В части взыскания пени ответчик иск не признал, пояснив следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Для договора об организации автомобильных перевозок законодательством установлены условия, по которым между сторонами должно быть достигнуто соглашение.
В п. 1 ст. 752 ГК закреплено, что по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Исходя из ст. 39 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон) наряду с условиями, предусмотренными п. 1 ст. 752 ГК, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются маршрут, сроки и графики выполнения автомобильных перевозок грузов и устанавливаются тип и количество используемых транспортных средств, требования к ним и ответственность сторон, порядок расчетов за автомобильные перевозки грузов.
В соответствии с п. 9 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила), при необходимости выполнения систематических автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки может заключать с автомобильным перевозчиком договор об организации автомобильных перевозок грузов.
Правилами предусмотрена форма договора об организации автомобильных перевозок грузов (пп. 7 и 9 Правил), а также обязательная форма заявки заказчика автомобильной перевозки (приложение 1 к Правилам), содержащая обязательные условия договора об организации автомобильных перевозок: маршрут, сроки, графики и стоимость выполнения автомобильных перевозок грузов.
Правила не содержат указания на возможность изменения формы договора об организации автомобильных перевозок и возможность предоставления заявки в не предусмотренной Правилами форме (устно и т.д.). Нормы, определяющие порядок заключения и условия договора автомобильной перевозки, не являются диспозитивными и должны в обязательном порядке соблюдаться сторонами.
Таким образом, законодательством установлены обязательные условия договора об организации автомобильных перевозок, по которым между сторонами должно быть достигнуто соглашение, а также обязательная форма заявки — письменная, по форме согласно приложению к Правилам. По мнению ответчика, сторонами не достигнуто соглашение по следующим условиям договора:
- объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки (ст. 752 ГК) — в соответствии с п. 1.2 договора определяются заявкой на автомобильную перевозку грузов, которая не оформлялась;
- порядок расчетов (ст. 752 ГК) — в силу п. 3.1 договора оплата за перевозку груза и связанные с автомобильной перевозкой операции и услуги производится заказчиком по протоколам согласования тарифов, которые сторонами не оформлялись;
- маршрут, сроки и графики выполнения автомобильных перевозок грузов — в соответствии с пп. 7 и 9 Правил определяются заявкой на автомобильную перевозку грузов по форме, утвержденной приложением 1 к Правилам, которая не оформлялась;
- тип и количество используемых транспортных средств, требования к ним (ст. 39 Закона) — в соответствии с пп. 7 и 9 Правил определяются заявкой на автомобильную перевозку грузов по форме, утвержденной приложением 1 к Правилам.
Также сторонами не был оформлен график перевозок, предусмотренный Правилами.
При отсутствии хотя бы одного существенного условия договор считается незаключенным. Таким образом, ответчик, хотя и признал основной долг, но, ссылаясь на незаключенность договора, не признал требование о взыскании договорной пени за просрочку оплаты. С требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами он согласился.
Решение суда
Иск удовлетворен частично. Суд отказал во взыскании пени за просрочку оплаты, взыскав с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в полном размере. При принятии решения суд исходил из следующего.
Оснований для признания договора об организации перевозок незаключенным судом не установлено. Однако отсутствие заявки, оформленной в порядке, предусмотренном договором (в письменной форме), отсутствие иных документов (акта оказанных услуг), указывающих на отношения сторон именно по договору об организации перевозок, по мнению суда, свидетельствуют о том, что перевозка осуществлялась вне договора об организации перевозок, на основании устной заявки заказчика и последующего выставления перевозчиком счета и его оплаты заказчиком. При этом пеня за просрочку оплаты, предусмотренная договором об организации перевозок, не может быть взыскана. Для определения периода просрочки во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами суд принял дату выставления счета на оплату.
К сведению
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» договор об организации автомобильных перевозок грузов регламентирует отношения, не урегулированные договором перевозки, и не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки либо договора фрахтования для автомобильной перевозки грузов.
На основании приведенного примера можно сделать следующие выводы. При заключении договоров, формы и требования к которым предусмотрены законодательством, в частности договора об организации перевозок, стороны должны соблюдать порядок согласования условий перевозки, направления заявок и т.д., установленный договором и законодательством, либо предусматривать договором порядок взаимодействия сторон, соответствующий фактическому.
В ряде случаев в рамках исполнения договора об организации перевозок целесообразно использовать более простые формы договорных отношений — на каждую перевозку оформлять отдельный договор, согласовывающий существенные условия перевозки: график, маршрут, порядок оплаты и т.д., с указанием, что он заключается во исполнение договора об организации перевозок.
В таком случае условия договора об организации перевозок, в том числе неустойка, будут распространяться и на разовые договоры.