Вы на портале

Спорное условие договора транспортной экспедиции

Ситуация: в договоре транспортной экспедиции стороны предусмотрели следующее условие: «Заказчик перевозки несет ответственность за предоставление достоверных сведений о грузе и его свойствах, за надлежащую маркировку, тару и упаковку груза, его подготовку к перевозке на соответствующем виде транспорта, а также за утрату или порчу груза в результате ненадлежащей его упаковки и крепления при погрузке».

Можно ли включить в договор подобное условие с учетом того, что заказчиком по договору транспортной экспедиции может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель?

Обновлено
Туровец Маргарита
Туровец Маргарита

Юрисконсульт ООО «Комплекс Финанс»

2552 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Крепление груза

Поскольку погрузочные работы относятся к транспортно-экспедиционным услугам, погрузку груза на транспортное средство можно поручить экспедитору, о чем прямо должно быть указано в договоре транспортной экспедиции.

Справочно.
К транспортно-экспедиционным услугам относятся услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза, а также услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза, обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ и др.

Погрузка груза на грузовое транспортное средство, а также его закрепление, укрытие, увязка, разгрузка, снятие креплений, покрытий, закрытие и открытие бортов (люков цистерны), опускание или выемка шлангов, привинчивание или отвинчивание шлангов должны производиться грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.

Заказчик может поручить все вышеперечисленные работы экспедитору и возложить на него ответственность за качество выполненных работ. В договоре на оказание транспортно-экспедиционных услуг необходимо определить обязанность экспедитора по креплению груза и соответствующую оплату за такую работу.

Перевозчик должен лишь контролировать погрузку и крепление грузов в кузове транспортного средства, закрытие бортов (люков). При обнаружении перевозчиком несоответствия укладки или крепления груза на грузовом транспортном средстве требованиям безопасности дорожного движения или обеспечения сохранности груза он должен поставить в известность заказчика перевозки и прекратить ее выполнение до устранения замеченных недостатков.

Таким образом, крепление груза может осуществляться самим заказчиком, грузоотправителем или экспедитором. Перевозчик, в свою очередь, проверяет исключительно правильность крепления груза и не обязан выполнять погрузочно-крепежные работы.

Если заказчиком по договору транспортной экспедиции является грузополучатель, условия о креплении груза необходимо предусмотреть в договоре купли-продажи, заключаемом между грузоотправителем и грузополучателем.

Маркировка

При подготовке грузов к автомобильной перевозке в таре (упаковке) мелкими партиями в адрес нескольких грузополучателей грузоотправитель должен замаркировать каждое грузовое место. В маркировке должны быть указаны полное или сокращенное наименование грузополучателя, номер заказа, пункт назначения (при междугородных автомобильных перевозках), масса грузового места, а в случае необходимости — масса содержимого упаковки. Данные сопроводительных документов на груз должны полностью соответствовать маркировке.

Рекомендация.
При заключении договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг рекомендуем подробно перечислять весь перечень обязанностей экспедитора, что позволит избежать конфликтов в дальнейшем.

Маркировку груза можно поручить экспедитору по договору транспортной экспедиции, так как маркировка товара — транспортно-экспедиционная услуга.

Если заказчиком по договору транспортной экспедиции является грузополучатель, то он не может проводить маркировку груза лично. В таком случае заказчику-грузополучателю целесообразно предусмотреть в договоре купли-продажи условие о том, что грузоотправитель-продавец несет ответственность за маркировку груза. При отсутствии в накладной особых оговорок перевозчика считается, что груз и его упаковка не были повреждены в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали сведениям в накладной, если не доказано обратное (п. 2 ст. 9 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, далее — КДПГ).

Справочно.
Все оговорки о состоянии груза, принимаемого к транспортировке, должны заноситься в графу 18 CMR-накладной.

Информация о грузе

Грузоотправитель обязан приложить сопроводительные документы к накладной и предоставить их в распоряжение перевозчика, а также снабдить перевозчика всей необходимой информацией. Обязанность отправителя предоставить информацию перевозчику также содержится в п. 4.11 ГОСТа 26653-2015 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования».

Справочно. 
Межгосударственный стандарт 26653-2015 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования» введен в действие с 1 июля 2017 г.

Информация о грузе включает:

— транспортные характеристики груза (удельный погрузочный объем, допустимая высота штабелирования, угол статической устойчивости, коэффициент трения пар: груз-груз, груз-сталь, груз-дерево и др., коэффициент проницаемости груза);

— информацию об участниках транспортировки груза (грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик с указанием их точных наименований и реквизитов);

— наименование и/или вид транспортного средства, названия пунктов отправления и назначения.

С учетом такого количества информации рекомендуется предусмотреть в договоре транспортной экспедиции следующее условие: «Заказчик обязуется предоставлять Экспедитору своевременную, полную и достоверную информацию, необходимую для оказания транспортно-экспедиционных услуг в соответствии с поручениями (заказами, заявками), указать особые свойства груза, вследствие которых может быть причинен вред самому грузу, третьим лицам или их имуществу, другим грузам или окружающей среде, а также свойства груза, подверженного быстрой порче».

Упаковка груза

При принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки. Таким образом, перевозчик не обязан проводить упаковку груза.

Справочно.
Проверка числа грузовых мест производится совместно грузоотправителем и автомобильным перевозчиком (их представителями) техническими средствами грузоотправителя, если иное не установлено соглашением сторон.

Если при наружном осмотре тары или упаковки предъявленного к автомобильной перевозке груза автомобильным перевозчиком установлены дефекты, которые могут привести к утрате, порче или повреждению груза, грузоотправитель должен устранить их и провести работы, обеспечивающие сохранность груза при автомобильной перевозке.

Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб, причиненный лицам, оборудованию или другим грузам, а также за любые расходы, понесенные вследствие поврежденной упаковки груза, за исключением случая, когда такое повреждение было очевидно или известно перевозчику в момент принятия груза и им не было сделано соответствующих оговорок относительно этого (ст. 10 КДПГ).

Утрата или порча груза в результате ненадлежащей упаковки и/или крепления при погрузке

Экспедитор будет отвечать за утрату (порчу) груза только в том случае, если он непосредственно принял груз во владение от грузоотправителя и это было определено договором транспортной экспедиции. В таком случае экспедитор будет нести ответственность за его полную или частичную утрату либо повреждение с момента принятия к перевозке и до момента сдачи грузополучателю.

Справочно.
Принятие экспедитором в свое ведение груза может быть удостоверено:
— соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз;
— выдачей расписки экспедитора.

Если вышеуказанного условия договор транспортной экспедиции не содержит, ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой, а также за задержку доставки несет перевозчик.

Необходимо учитывать, что в силу требований ГОСТа 26653-2015 грузоотправитель несет ответственность за последствия, вызванные недостатками маркировки, тары и внутренней упаковки груза (бой, поломка, деформация, течь и т.п.), а также применением тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его массе или установленным стандартам, техническим условиям и рабочей документации на продукцию конкретного вида, в результате чего возникли обстоятельства, повлиявшие на безопасность транспортирования и сохранность перевозимого груза.

Справочно.
Если в договоре транспортной экспедиции, который является возмездным, размер вознаграждения экспедитору не согласован и не может быть определен исходя из условий договора, размер вознаграждения определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.

Экспедитору стоит предусмотреть в договоре транспортной экспедиции следующее условие: «Экспедитор не несет ответственность за несохранность груза, если он не принимал груз в свое ведение, а также в случае, если недостача или повреждение груза обнаружены внутри тары без нарушения целостности внешней упаковки во время транспортировки или примененная тара и упаковка не соответствуют свойствам груза, его массе».

Резюме.
Экспедитор — самостоятельное лицо, которое выступает в качестве посредника в отношениях по перевозке груза, но не оказывает услуги по его непосредственной перевозке. Включение в договор якобы универсальных дополнительных обязательств нередко при фактическом применении вызывает множество вопросов.
Сторонам рекомендуется на каждую отдельную загрузку оформлять поручение (заявку), содержащее описание условий и особенностей конкретной перевозки, а в самом договоре предусмотреть, что условия, оговоренные в поручении (заявке), имеют приоритет над условиями договора.
При рассмотрении споров в суде бывает сложно квалифицировать отношения, возникшие между сторонами. Правильно составленный договор и заявки, в которых указаны объем прав и обязанностей сторон, условия и размер их ответственности, позволяют безошибочно определить перечень нормативных правовых актов, регулирующих автомобильную перевозку или транспортную экспедицию, а следовательно, и грамотно обосновать свои требования в суде.
До вынесения решения суд будет досконально изучать содержание договора, поручения на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг, заказы (заявки) на автомобильную перевозку груза, товарно-транспортные накладные и иные транспортные документы, а также переписку лиц, участвующих в деле, относящуюся к перевозке груза (оказанию транспортно-экспедиционных услуг).

2552 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме