Вы на портале

Оспаривание процедуры государственной закупки: действия участника (заказчика)

Какие нюансы необходимо знать участнику (заказчику) при рассмотрении споров по государственным закупкам в уполномоченном государственном органе? Ситуация: Заказчик в аукционных документах установил одно из требований к квалификационным данным участника — наличие гарантийного письма с подтверждением отсутствия в течение последних двух лет случаев отказа от заключения договора, претензий со стороны предприятий, входящих в состав производственного объединения, в которое входит заказчик, по предыдущим сделкам (отсутствие грубых нарушений договорных сроков поставок, претензий по качеству товара (рекламаций) и т.д.). Участник посчитал, что данное требование ограничивает добросовестную конкуренцию.

Обновлено
Шимонович Андрей
Шимонович Андрей

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов

4193 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Для кого важно: Для участников и заказчиков (организаторов) процедуры государственных закупок.

Справочно.
Государственная закупка — приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (ст. 1 Закона).

Что и в какие сроки может быть обжаловано в комиссии МАРТ?

Право на обжалование процедуры государственной закупки установлено ст. 53 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012
№ 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон), которая предусматривает два варианта обжалования:

1) в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, а именно в комиссию Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — комиссия МАРТ);

2) в суд согласно положениям процессуального законодательства Республики Беларусь.

Справочно. 
Участник либо иное юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе подать жалобу в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам и (или) в суд на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта в случае нарушения их прав и законных интересов (п. 1 ст. 53 Закона).

На основании п. 2 ст. 54 Закона жалоба в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам может быть подана:

  • в отношении приглашения и документов, представляемых участнику для подготовки предложения, — в течение срока для подготовки и представления предложений;
  • в иных случаях — не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

Справочно. 
Пунктом 1 ст. 54 Закона установлен исчерпывающий перечень требований к форме и содержанию жалобы, которая подается в комиссию МАРТ.

Порядок рассмотрения жалоб в комиссии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь установлен Инструкцией о порядке рассмотрения Министерством торговли Республики Беларусь жалоб при осуществлении государственных закупок, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2013 № 12 (далее — Инструкция).

В частности, согласно п. 14 Инструкции срок рассмотрения жалобы не может превышать 30 календарных дней, а в случае, если государственная закупка осуществляется для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь, функционирования государственных организаций — срока, определенного заказчиком (организатором) для заключения договора.

Действия комиссии при поступлении жалобы

Комиссия МАРТ в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы:

  • принимает ее к рассмотрению, за исключением случая, предусмотренного в п. 7 ст. 55 Закона;
  • приостанавливает проведение процедуры государственной закупки;
  • размещает на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке в случае проведения на ней процедуры государственной закупки информацию о поступлении жалобы, в том числе содержащую сведения о месте и времени ее рассмотрения, сроке приостановления процедуры государственной закупки;
  • при необходимости запрашивает у ответчика документы, имеющие отношение к жалобе.

Жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается подавшему ее заявителю в течение 3 рабочих дней, следующих за днем ее поступления, в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 55 Закона.

Справочно.
Жалоба не подлежит рассмотрению и возвращается подавшему ее лицу в случае, если она:
— не соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 54 Закона;
— подана по истечении сроков, указанных в п. 2 ст. 54 Закона;
— подана на те же действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, рассматривается или по ней принято решение уполномоченным государственным органом по государственным закупкам либо судом.

Таким образом, законодательство детально регулирует вопросы рассмотрения споров, связанных с процедурами государственных закупок, в компетентном государственном органе.

Практические ситуации 

При рассмотрении жалоб в комиссии МАРТ зачастую возникают определенные вопросы.

Пример 1

Заказчик в аукционных документах установил требования к квалификационным данным участника:

— наличие гарантийного письма с подтверждением отсутствия в течение последних двух лет случаев отказа от заключения договора, претензий со стороны предприятий, входящих в состав производственного объединения, в которое входит заказчик, по предыдущим сделкам (отсутствие грубых нарушений договорных сроков поставок, претензий по качеству товара (рекламаций) и т.д.);

— подтверждение наличия опыта поставок данного оборудования, положительные отзывы об эксплуатации предлагаемого к поставке оборудования (предоставление референц-листа и отзывы по предыдущим сделкам от предприятий, входящих в производственное объединение, в которое входит заказчик, — не менее двух).

Участник посчитал, что данные требования ограничивают добросовестную конкуренцию.

Согласно ст. 20 Закона описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Комиссия МАРТ установила, что при формировании названных требований заказчик нарушил положения законодательства о закупках в части ограничения субъектного состава участников, а также об истребовании документов и сведений, не обеспечивающих добросовестную конкуренцию. Допускается истребование сведений об опыте работы в соответствующей сфере деятельности, а не о работе с конкретным заказчиком либо группой заказчиков. В то же время истребование документов и сведений, не обеспечивающих добросовестную конкуренцию и не указанных в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, не допускается. В частности, заказчиком установлены требования, ограничивающие потенциальных участников, не имеющих опыта работы с конкретным заказчиком — производственным объединением, в состав которого входит заказчик, и не связанные с предметом закупки.

Комиссия МАРТ обязала отменить процедуру закупки, исключить требования, ограничивающие круг участников и не обеспечивающие добросовестную конкуренцию, и провести новую процедуру государственной закупки.

В судебном порядке решение комиссии МАРТ не обжаловалось.

По итогам рассмотрения данной жалобы можно сделать следующие выводы:

  • лицам, участвующим в процедуре государственной закупки, необходимо проверять требования к квалификационным данным участника процедуры государственной закупки на предмет соответствия законодательству Республики Беларусь;
  • истребование документов и сведений, не обеспечивающих добросовестную конкуренцию и не указанных в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, не допускается;
  • требования, ограничивающие потенциальных добросовестных участников в возможности участия в процедуре государственной закупки, не допускаются.

Пример 2. 
Комиссия МАРТ отменила незаконное решение комиссии заказчика о выборе участника-победителя, принятое в ходе проведения процедуры запроса ценовых предложений, и обязала комиссию заказчика провести повторную оценку предложений участников.
Основанием для отмены решения комиссии заказчика послужило то, что законодательством о государственных закупках при проведении процедуры запроса ценовых предложений не предусмотрен заявительный принцип применения к цене предложения участника преференциальной поправки. В случае, если участником в предложении представлены документы, подтверждающие его право на применение к цене предложения преференциальной поправки, но не представлено заявление о ее применении, предложение такого участника при оценке и сравнении всех предложений рассматривается заказчиком (организатором) с учетом преференциальной поправки.
Следовательно, в случае участия в процедуре запроса ценовых предложений только резидентов Республики Беларусь и подачи всеми ими документов, подтверждающих право на применение к цене их предложений преференциальной поправки, преференциальная поправка не применяется.

В судебном порядке решение комиссии МАРТ не обжаловалось.

Справочно.
Согласно информации, опубликованной на интернет-портале pravo.by (короткая ссылка — bit.ly/2uVVZ72), за 11 месяцев 2016 г. специалисты МАРТ рассмотрели около 900 обращений. По результатам рассмотрения заявленных требований комиссией подтверждена обоснованность и правомерность около 40 % жалоб.

Преимущества подачи жалоб 
в комиссию МАРТ

Подача в комиссию МАРТ жалоб по вопросам проведения процедур государственной закупки имеет ряд преимуществ:

  • отсутствие необходимости оплаты государственной пошлины за рассмотрение жалобы и, как следствие, минимизация расходов, связанных с защитой своих прав и законных интересов;
  • сжатые сроки рассмотрения жалоб с сравнении с судебным рассмотрением;
  • возможность доступа к актуальной практике рассмотрения жалоб комиссией МАРТ , что позволяет на стадии подготовки жалобы оценить ее перспективы и учесть сложившуюся практику;
  • отсутствие формального подхода при рассмотрении жалоб, о чем свидетельствует статистика рассмотрения жалоб комиссией МАРТ.

Справочно.
За период с сентября 2016 г. по апрель 2017 г. в ходе рассмотрения комиссией МАРТ жалоб на решения заказчика (организатора), комиссии заказчика (организатора) и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок выявлено более 120 фактов нарушения законодательства о государственных закупках заказчиками (организаторами) либо комиссиями заказчика (организатора) (короткая ссылка).

Ответственность за нарушение законодательства в сфере государственных закупок предусмотрена частями четвертой и пятой ст. 11.16 КоАП. Так, не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, членом комиссии, созданной для проведения процедуры государственной закупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или индивидуальным предпринимателем условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин.

 Чек-лист действий участника (заказчика) по оспариванию процедуры государственной закупки:
► Определить основание для подачи жалобы.
► Составить жалобу в письменном виде и указать в ней:
— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, — для физического лица, в том числе ИП), место нахождения и УНП участника либо иного юридического или физического лица, в том числе ИП, подающих жалобу, либо их представителя, номер контактного телефона;
— наименование (фамилию, собственное имя, отчество (при наличии) — для физического лица, в том числе ИП), место нахождения, УНП и номер контактного телефона заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются;
— наименование вида процедуры государственной закупки, источник финансирования государственной закупки;
— суть обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений.
► Приложить к жалобе документы и сведения, подтверждающие ее обоснованность, с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений законодательству о государственных закупках.
► Подать жалобу в комиссию МАРТ: в отношении приглашения и документов, представляемых участнику для подготовки предложения, — в течение срока для подготовки и представления предложений; в иных случаях — не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

4193 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме