Содержание:
Исключение необходимости согласования правил проведения азартных игр
Законодателем предлагается исключить абз. 4 ч. 1 п. 4 Положения, в соответствии с которым предусматривалось утверждение организаторами азартных игр по согласованию с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС) правил организации и (или) проведения азартных игр (за исключением азартных игр, правила организации и (или) проведения которых определяются их программным обеспечением и (или) технической документацией).
Полагаем, что такое изменение приведет к «беспорядку» в правилах организации и (или) проведения азартных игр. На сегодняшний день действующая административная процедура вполне соответствует срокам ее исполнения (срок согласования — 15 дней). Периодически при процедуре согласования возникают вопросы, которые разрешаются в рабочем порядке (корректировка предоставленных на согласование правил, их доработка). Полагаем, что отсутствие согласования с МНС приведет к увеличению количества жалоб со стороны игроков и, соответственно, количества исков, что негативно отразится на организаторах азартных игр и самих игроках.
В абз. 5 п. 2 Перечня изменений, предлагаемых проектом Указа, идет речь о том, что организатор азартных игр обязан в установленный срок устранить выявленные нарушения законодательства в сфере игорного бизнеса, указанные в абз. 2–4 подп. 10.8 п. 10 Положения. Кроме этого, запрещаются организация и (или) проведение азартных игр, если правила организации и (или) проведения азартной игры не согласованы с МНС. На наш взгляд, это противоречит предложенной законодателем норме об исключении согласования правил проведения азартных игр с МНС.
По нашему мнению, необходимо оставить согласование правил организации и (или) проведения азартных игр с МНС, а ответственность за соответствие данных правил законодательству должна быть возложена на МНС и организаторов азартных игр.
Идентификация, верификация и аутентификация посетителей
Изменения, изложенные в пп. 8–11 Перечня изменений, вносимых в Положение, касаются запрета на предъявление при посещении игорного заведения, получении выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не принадлежащих физическому лицу документов, удостоверяющих личность, использование не принадлежащих ему банковских платежных карточек и электронных кошельков и т.п.
В настоящий момент существует проблема, когда игроки используют так называемый «мультиаккаунтинг», указывают не свои данные при участии в азартной игре (естественно, в виртуальном игорном заведении) и при получении выигрыша. Наличие такого прямого запрета, изложенного в п. 9 Перечня изменений, вносимых в Положение, возможно, позволит признавать такие действия между участником азартной игры (де-юре) и фактически третьим лицом, которое совершает ставки и получает денежный выигрыш, недействительной сделкой, которая согласно ст. 170 ГК будет являться ничтожной.
Пункт 14 Перечня изменений, вносимых в Положение, который уточняет правила идентификации физического лица при его регистрации в качестве участника азартной игры, — очень хорошая идея, но это не всегда реализуемо с практической точки зрения, так как невозможно тщательно проверить каждое физическое лицо, регистрирующееся в качестве игрока. Последующая многоступенчатая верификация и идентификация позволит выявлять недобросовестных игроков, в том числе предоставивших доступ к своему аккаунту третьим лицам. Главное — не допустить злоупотребления со стороны организаторов азартных игр, когда, к примеру, выиграл добросовестный игрок, а его до бесконечности отправляют на верификации, идентификации различными способами.
Также положительно можно воспринять введение новой нормы, которая предусматривает блокировку мультиаккаунтинговых счетов.
МНС будет наделено правом разъяснять нормы проекта Указа
Согласно п. 3 проекта Указа МНС будет наделено правом разъяснять вопросы применения данного нормативного правового акта. Таким образом, реализуется давно назревшая необходимость обращаться к регулятору за разъяснениями по всем вопросам деятельности в сфере игорного бизнеса.
Другие изменения
Проектом Указа также предлагается оптимизировать перечень видов азартных игр, разрешенных для проведения на территории Республики Беларусь, изменить требования к сбору, хранению, регистрации внешнего IP-адреса устройства, с использованием которого физическое лицо принимало участие в азартной игре, усовершенствовать порядок обработки организаторами азартных игр персональных данных своих клиентов и др.