Вы на портале

Осуществление собственником контроля за деятельностью унитарного предприятия

Вопрос: Имеет ли право собственник имущества унитарного предприятия частной формы собственности потребовать согласовывать с ним прием и увольнение заместителей директора и главных специалистов? В качестве обоснования своих требований собственник имущества приводит пункт устава унитарного предприятия, в котором к компетенции собственника имущества отнесено осуществление контроля за деятельностью унитарного предприятия, использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего унитарному предприятию.

Горбач Александр
Горбач Александр

Юрист

3919 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Согласно п. 2 ст. 48 ГК в уставе юридического лица должен быть определен порядок управления деятельностью этого юридического лица.

В соответствии с п. 4 ст. 113 ГК органом унитарного предприятия (УП) является руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен.
Пунктом 6 ст. 113 ГК предусмотрено, что собственник имущества УП, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, ГК или решением собственника, принятым в отношении дочернего предприятия:

  • принимает решение о создании УП;
  • определяет цели деятельности УП, дает письменное согласие на участие УП в коммерческих и некоммерческих организациях, в том числе государственных объединениях;
  • утверждает устав УП и изменения и (или) дополнения, вносимые в него; формирует уставный фонд УП, принимает решение о его изменении;
  • назначает на должность руководителя УП, заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор (контракт) или гражданско-правовой договор в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено ГК;
  • принимает решение об изъятии имущества у УП в порядке и случаях, предусмотренных законодательством либо уставом;
  • осуществляет контроль за деятельностью УП, использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего УП;
  • дает письменное согласие на создание, реорганизацию и ликвидацию дочерних предприятий, создание и ликвидацию представительств и филиалов; принимает решение о реорганизации или ликвидации УП в соответствии с законодательством;
  • имеет другие права и несет другие обязанности в соответствии с ГК, иными законодательными актами и уставом.

Исходя из приведенных норм, можно сделать следующие выводы:

1) в уставе УП может быть заложена норма, в соответствии с которой собственник имущества согласовывает прием и увольнение некоторых категорий работников предприятия;

2) если в уставе УП такой нормы нет, требование собственника имущества согласовывать с ним прием на работу некоторых категорий работников будет неправомерным, поскольку оно, скорее всего, нарушает определенный в уставе порядок управления деятельностью УП (обычно уставы УП вопросы приема и увольнения работников относят к компетенции руководителя).

3919 Shape 1 copy 6Created with Avocode.