Вы на портале

Отказ дилера от выполнения гарантийных обязательств в связи с санкциями

Для покупателей сложной техники и оборудования на этапе выбора поставщика крайне важно оценить добросовестность и надежность партнера с точки зрения его возможностей полноценно и оперативно исполнять гарантийные обязательства. Выход из строя важных частей оборудования может привести, например, к остановке производства или сделать невозможным использование предмета договора по целевому назначению. 

Но как действовать в ситуации, когда белорусский поставщик товара, не являющийся его производителем, отказывает в проведении гарантийного ремонта и при этом ссылается на форс-мажорные обстоятельства, вызванные санкциями?

Вабищевич Виталий
Вабищевич Виталий

Начальник Департамента правового обеспечения и цифровых технологий, член Президиума Международного арбитражного суда при БелТПП, Арбитр

8253 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ситуация:
Резидент Республики Беларусь (далее — покупатель) приобрел автомобиль у другого резидента Республики Беларусь (далее — дилер) на основании договора поставки. Договор поставки содержал гарантийные обязательства, но не устанавливал никаких особых условий (изъятий) по их применению в связи с форс-мажорными обстоятельствами.
Дилер приобрел автомобиль у резидента Российской Федерации, который осуществляет сборку автомобилей (далее — поставщик). В свою очередь поставщик сотрудничает с резидентами стран ЕС, приобретая у них комплектующие, в том числе двигатели, которые используются для сборки указанных автомобилей.
В мае 2022 г. покупатель обратился к дилеру с требованием устранить в порядке гарантийного ремонта выявленную неисправность двигателя в автомобиле, приобретенном на основании договора поставки у дилера в январе 2022 г. Дилер отказал покупателю в проведении гарантийного ремонта, ссылаясь на соответствующий отказ поставщика, связанный с приостановкой деятельности ввиду санкционных ограничений. Дилер также заявил о невозможности самостоятельно принимать решение о гарантийном ремонте двигателя, но сообщил о готовности к регламентному обслуживанию и ремонту двигателя на платной основе.

Вопросы: 

1. Вправе ли покупатель понудить дилера к выполнению гарантийных обязательств?

2. Вправе ли покупатель произвести ремонт двигателя за свой счет у сторонней организации и расходы выставить дилеру?


Анализ ситуации

1. Для начала необходимо обратить внимание, что в рассматриваемой ситуации законодательство о правах потребителей неприменимо, поскольку покупателем выступает не физическое лицо (потребитель), а организация. 

К сведению.
Согласно п. 4 ст. 439 ГК если в соответствии с законодательством или другими обязательными правилами предусмотрены требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим требованиям.

Договор поставки заключен между двумя белорусскими резидентами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Договор хотя и включал в себя положения о гарантийных обязательствах дилера, но не устанавливал особых условий, ограничивающих или исключающих их исполнение. В рассматриваемой ситуации ни покупателем, ни дилером, ни поставщиком не оспаривается факт возникновения гарантийных обязательств, которые были бы выполнены при неизменности тех обстоятельств, которые существовали на момент заключения договора поставки (отсутствие санкционных ограничений и т.п.). 

Поставщик обязан гарантировать качество товара в течение гарантийного срока, если это предусмотрено договором поставки (п. 2 ст. 440 ГК). Если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока (абз. 1 п. 3 ст. 447 ГК).

Положение о гарантийном сроке эксплуатации сложной техники и оборудования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2008 № 952 (далее — Положение), устанавливает ответственность перед приобретателем как изготовителя (производителя), так и продавца (поставщика), предусматривая четкий порядок устранения недостатков в приобретенной продукции. 

При выходе из строя приобретенной продукции или обнаружении в ней дефектов приобретатель направляет письменное сообщение об этом изготовителю (производителю) или извещает его другими доступными средствами. Если продукция приобретена у продавца (поставщика), то данное сообщение направляется продавцу (поставщику) (п. 9 Положения).

К сведению.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 447 ГК в случаях, когда на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на основное изделие, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.

Положение распространяется на отношения по гарантийным срокам эксплуатации сложной техники и оборудования между субъектами хозяйствования, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Беларусь. В рассматриваемой ситуации поставщик и иностранные производители комплектующих изделий не осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь. 

В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 488 ГК покупатель вправе заявить поставщику требования, связанные с ненадлежащим качеством товара. 

Вывод: таким образом, в данной ситуации все претензии и требования покупателя необходимо предъявлять именно дилеру, с которым заключен договор поставки и который является обязанным перед покупателем лицом. Иностранный поставщик либо иные нерезиденты, ссылающиеся на санкции и трудности, вправе полностью игнорировать требования покупателя, ссылаясь на отсутствие каких-либо договорных отношений с ним. 

2. Поскольку лицо, к которому необходимо заявлять требования, установлено, необходимо рассмотреть вопрос о последствиях отказа такого лица произвести гарантийный ремонт. 

Покупатель имеет право требовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок (подп. 2 п. 2 ст. 445 ГК). В случае отказа дилера покупатель вправе обратиться к сторонней ремонтной организации для устранения недостатков. Если недостатки будут устранены за счет покупателя, то дилер обязан возместить понесенные покупателем расходы (подп. 3 п. 2 ст. 445 ГК). 

К сведению.
Под существенным нарушением требований к качеству товара понимается обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 445 ГК).

Покупатель также вправе потребовать от дилера соразмерно уменьшить покупную цену (подп. 1 п. 2 ст. 445 ГК). Однако полагаем, что такой вариант возможен в случае выявления недостатков, которые не оказывают влияния на использование либо нормальную эксплуатацию автомобиля. Очевидно, что в случае с неисправным двигателем такой вариант невыгоден для покупателя и несет значительные риски. 

Более серьезные последствия невыполнения гарантийного ремонта могут быть применены покупателем по своему выбору в случае существенного нарушения требований к качеству товара. Так, покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (подп. 1 п. 2 ст. 445 ГК) либо потребовать заменить товар ненадлежащего качества (подп. 2 п. 2 ст. 445 ГК).

Вывод: отказ дилера осуществлять гарантийный ремонт двигателя является неправомерным. В случае отказа дилера покупатель вправе произвести ремонт за свой счет и предъявить требование дилеру о возмещении понесенных покупателем расходов.

Хотелось бы также обратить внимание на отказ дилера от исполнения гарантийных обязательств со ссылкой на форс-мажорные обстоятельства. Если иное не предусмотрено в договоре поставки, дилер, ссылающийся на санкции как на форс-мажорное основание для невозможности исполнения обязательств, не освобождается от исполнения гарантийных обязательств как таковых. Форс-мажор может позволить освободить дилера от ответственности за просрочку исполнения обязательств, но не лишит прав покупателя по своему выбору применять последствия передачи товара ненадлежащего качества (ст. 445 ГК). 

К сведению.
Если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом. Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в порядке, установленном ст. 453 ГК (п. 2 ст. 441 ГК).

Ссылка дилера на форс-мажор может быть признана правомерной, только если недостатки товара возникли после его передачи покупателю и непосредственно вызваны этим форс-мажором (п. 2 ст. 446 ГК).

Резюме
1. Требования по выполнению гарантийного ремонта должны быть предъявлены покупателем непосредственно в адрес дилера, с которым заключен договор поставки и который является обязанным перед покупателем лицом.
2. В случае невыполнения гарантийного ремонта (в том числе путем отказа дилера) покупатель вправе по своему выбору прибегать к последствиям передачи товара ненадлежащего качества, предусмотренным ст. 445 ГК. В том числе — потребовать возмещения понесенных им расходов по ремонту товара за счет дилера.
3. Доказанный дилером форс-мажор, делающий невозможным исполнение гарантийных обязательств, не освобождает дилера от выполнения гарантийных обязательств как таковых.
4. Дилеру при заключении договора с поставщиком необходимо учитывать возникновение подобной ситуации. Например, предусмотреть в договоре возможность проведения гарантийного ремонта без согласования с поставщиком и с возложением на последнего расходов по ремонту.

8253 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме