Содержание:
Какие корректировки вносятся Проектом
Проект предусматривает внесение изменений:
1) в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408 (далее – постановление № 408), которое регулирует порядок открытия и деятельности представительств иностранных организаций:
- скорректировано наименование и содержание Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций (далее – Положение). Новое наименование по Проекту – «Положение о порядке открытия и прекращения деятельности представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь»;
- постановление дополнено Положением о порядке ведения реестра представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц;
2) в единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 (далее – Единый перечень).
Филиалы иностранных юридических лиц
Проектом определен порядок открытия иностранным юридическим лицом филиала. Данное новшество предлагается ввести в развитие вступающих в силу с 18.11.2024 изменений в ГК.
Definition.
Филиал иностранного юридического лица – его обособленное подразделение, открытое и расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства (ч. 1 п. 3 ст. 511 новой редакции ГК).
Ранее постановлением № 408 было установлено право на открытие только представительств иностранных организаций.
Definition.
Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, открытое и расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее от имени этой организации защиту и представительство ее интересов и иную не противоречащую законодательству деятельность (ч. 1 п. 2 ст. 511 новой редакции ГК).
Содержащиеся в Проекте нормы, регулирующие открытие и деятельность представительств иностранных организаций, отныне будут распространяться также на открытие и деятельность филиалов иностранных юридических лиц.
Разрешительный порядок
Действующая редакция Положения разграничивает представительства коммерческих и некоммерческих организаций, при этом для создания последних устанавливается особое требование.
Так, представительства некоммерческих организаций должны создаваться в целях, содержащихся в п. 5 Положения, которые, обобщив, можно назвать общественно полезными. Если представительство иностранной некоммерческой организации создается в общественно полезных целях, не указанных в п. 5 Положения, то выдача разрешения на его открытие осуществляется в разрешительном порядке. То есть разрешение выдается облисполкомом (Минским горисполкомом) по месту нахождения представительства иностранной организации, государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» после согласования с заинтересованными государственными органами.
В Проекте перечень целей не указан и отсутствует разграничение иностранных организаций на коммерческие и некоммерческие. При этом разрешительный порядок устанавливается в отношении выдачи любых разрешений на открытие представительств и филиалов. В частности, Проект предусматривает, что выдача разрешения на открытие представительства, филиала осуществляется после получения согласия заинтересованных государственных органов, и наличие возражений одного или нескольких заинтересованных государственных органов ведет к вынесению решения об отказе в выдаче разрешения на открытие представительства, филиала.
Реестр представительств и филиалов
Проект предусматривает создание ранее не существовавшего реестра представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (далее ‒ Реестр).
Планируется, что Реестр будет содержать записи:
- о выдаче разрешения на открытие представительства, филиала;
- об изменении местонахождения представительства, филиала;
- об изменении наименования представительства, филиала;
- об изменении руководителя представительства, филиала;
- о приостановлении, возобновлении деятельности представительства;
- о прекращении деятельности представительства, филиала;
- о выдаче дубликата разрешения на открытие представительства, филиала;
- о представлении ежегодного отчета о деятельности представительства, филиала;
- иные записи, подлежащие внесению в Реестр в соответствии с законодательством.
Реестр будет являться подсистемой Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (egr.gov.by). Вести Реестр будет Министерство юстиции Республики Беларусь во взаимодействии с уполномоченными органами:
- Министерством иностранных дел (в отношении корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации, являющихся представительствами или филиалами, на которые возложены функции редакции средства массовой информации);
- Национальным банком (в отношении представительств или филиалов иностранных банков);
- государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (в отношении иностранных представительств или филиалов, находящихся в пределах территории индустриального парка);
- облисполкомами и Минским горисполкомом (в иных случаях).
В связи с введением Реестра момент открытия представительства и филиала также изменился. Ранее момент открытия определялся датой принятия решения о выдаче разрешения. По Проекту представительство и филиал считаются открытыми после внесения записи в Реестр. Это касается и прекращения их деятельности.
Новые административные процедуры
Проект расширяет Единый перечень административных процедур, касающихся иностранных организаций. Изначально в п. 12.8 «Согласование открытия представительств иностранных организаций в Республике Беларусь» Единого перечня содержалась только одна процедура – получение разрешения на открытие представительства. В отношении представительств законодатель вводит еще одну процедуру: изменение разрешения на открытие представительства (подп. 12.8.2 п. 12.8 Единого перечня).
Более того, так как Проект предусматривает получение разрешения на открытие не только представительств, но и филиалов иностранных юридических лиц, в Единый перечень добавлены административные процедуры, касающиеся филиалов:
- получение разрешения на открытие филиала (подп. 12.8.3 п. 12.8 Единого перечня);
- изменение разрешения на открытие филиала (подп. 12.8.4 п. 12.8 Единого перечня).
Выводы:
1. С принятием Проекта иностранным организациям представится возможность получать разрешение на открытие как представительств, так и филиалов.
2. Разрешения на открытие представительств и филиалов должны будут в обязательном порядке подлежать согласованию с государственными органами (вне зависимости от того, открываются они коммерческой или некоммерческой организацией).
3. Благодаря введению Реестра будут обеспечены систематизация и хранение сведений о представительствах иностранных организаций и филиалах иностранных юридических лиц, а также единый государственный учет представительств и филиалов. Это облегчит получение полной и достоверной информации о них гражданами и субъектами хозяйствования.