Вы на портале

Ответственность потребителей по расчетам за энергоресурсы

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Республики Беларусь. Надежное и эффективное функционирование этой отрасли обеспечивается надлежащими расчетами потребителей за энергоресурсы. За нарушение порядка расчетов потребители несут как гражданско-правовую, так и административную ответственность.

Кузуро Вадим

Юрист

Красник Екатерина

Юрист

6711 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Ограничение подачи энергоресурсов

Одним из нормативных актов, обеспечивающих  надлежащее исполнение обязанности по расчетам за энергоресурсы, является Положение о порядке ограничения или прекращения подачи природного газа, электрической и тепловой энергии потребителям, не обеспечившим своевременную их оплату, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2002 № 1578 (далее — Положение).

В соответствии с Положением энергоснабжающие организации в качестве меры, направленной на укрепление платежной дисциплины потребителей электрической и тепловой энергии, производят ограничение или прекращение подачи энергоресурсов потребителям, не обеспечившим своевременную оплату энергоресурсов. Ограничения в зависимости от конкретных обстоятельств могут составлять от 25 % до 100 % потребляемого объема.

Справочно.
Согласно п. 3 Положения ограничение подачи энергоресурсов производится: при просрочке оплаты до 4 суток — на 25 %, свыше 4 суток — на 50 %, свыше 6 суток — на 100 % (прекращение подачи в случае, если для потребителя не установлена аварийная бронь).

Как установлено абз. 2, 3 ч. 1 п. 6 Положения, ограничение или прекращение подачи энергоресурсов может производиться:

  • потребителем самостоятельно в указанный в уведомлении газо- или энергоснабжающей организации срок посредством сокращения объема потребления энергоресурсов или прекращения их потребления;
  • газо- или энергоснабжающей организацией путем принудительного ограничения или прекращения подачи энергоресурсов в случае необеспечения потребителем самостоятельного сокращения объема потребления энергоресурсов или прекращения их потребления.

Как следует из п. 3 Положения, уведомление потребителей газо- и энергоснабжающими организациями осуществляется в письменной форме, телефонограммой или иным способом, предусмотренным договором о газо- или энергоснабжении.

Факт неисполнения уведомления энергоснабжающей организации с требованием об ограничении подачи энергоресурсов является основанием для применения мер ответственности.

Справочно.
На основании ч. 3 п. 6 Положения должностные лица потребителя, не исполнившие действия по ограничению или прекращению подачи энергоресурсов, предусмотренные уведомлением, несут персональную ответственность.

На практике могут возникать случаи, когда потребитель уклоняется от исполнения требований энергоснабжающей организации о самостоятельном ограничении или прекращении подачи энергоресурсов либо отказывает представителю энергоснабжающей организации в допуске к энергоустановкам предприятия для принудительного ограничения. В этой связи возникает вопрос: как действовать энергоснабжающей организации, чтобы обеспечить исполнение потребителем ее законных требований?

Обеспечение выполнения требований энергоснабжающей организации

До 01.03.2021 имелись основания для направления случаев неисполнения потребителем требований энергоснабжающей организации об ограничении или прекращении подачи энергоресурсов в органы внутренних дел для дачи правовой оценки действиям должностных лиц потребителя по ст. 23.39 «Самоуправство» КоАП. В редакции КоАП, действующей с 01.03.2021, ст. 23.39 «Самоуправство» была исключена.  

В соответствии с подп. 1.5 п. 1 постановления Министерства энергетики Республики Беларусь от 19.02.2021 № 10 «О наделении полномочиями» должностные лица энергоснабжающих организаций были наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП:

  • 24.1 «Неисполнение письменного требования (предписания)»;
  • 24.2 «Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы»;
  • 24.3 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий»;
  • 24.4 «Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий»;
  • 24.58 «Непринятие мер по надлежащей организации деятельности юридического лица»;
  • 25.2 «Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении»;
  • 25.4 «Заведомо ложные объяснение, заявление, заключение эксперта, заведомо неправильный перевод»;
  • 25.5 «Отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей»;
  • 25.6 «Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо к судебному исполнителю».

Из приведенного перечня статей на практике чаще используется ст. 24.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий ».

Справочно.
Согласно ст. 24.3 КоАП неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий влечет наложение штрафа в размере от 2 до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Под неповиновением законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий в контексте Положения следует понимать неисполнение должностным лицом потребителя требований уполномоченных должностных лиц энергоснабжающей организации об ограничении или прекращении подачи энергоресурсов, содержащихся в уведомлениях, направляемых в порядке, установленном Положением, а также отказ в допуске таких лиц к энергоустановкам для принудительного ограничения (прекращения) подачи.

По нашему мнению, потребитель энергоресурсов может быть привлечен к административной ответственности за неисполнение каждого из требований в отдельности — об ограничении или прекращении подачи энергоресурсов на 25 %, на 50 % и на 100 % (в случае отсутствия уровня аварийной брони у потребителя).

Таким образом, в отношении потребителя энергоресурсов ежемесячно может возбуждаться до трех дел об административном правонарушении, поскольку ограничение или прекращение подачи энергоресурсов при нарушении сроков их оплаты потребителями вводится газо- и энергоснабжающими организациями на каждый расчетный период.

Резюме
1. Должностные лица потребителя, не обеспечившие своевременную оплату энергоресурсов и не исполнившие требования уполномоченных должностных лиц энергоснабжающей организации, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 24.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий».
2. К административной ответственности привлекается именно физическое лицо, являющееся должностным лицом организации, а не юридическое лицо.


6711 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме