Ответственность за сверхнормативный простой транспортного средства

Ситуация: ООО (заказчик) заключило договор на выполнение транспортно-экспедиционной услуги по перевозке негабаритного груза, согласовав даты загрузки и разгрузки и поставив их в зависимость от наличия у перевозчика специального разрешения. По вине заказчика допущен простой транспортного средства перевозчика, что повлекло штрафные санкции.

Выводы суда: Доводы заказчика о том, что предположительная дата подачи транспортного средства под погрузку не подлежит учету для целей исчисления простоя транспортных средств, поданных перевозчиком, признаны необоснованными, поскольку дата загрузки прямо определена в договоре и поставлена в зависимость от наступления конкретных обстоятельств.

Обновлено
Прудников Сергей

Заместитель генерального директора по правовым вопросам Общества с ограниченной ответственностью «БелАМРО» (г. Брест), магистр юридических наук

8211 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обстоятельства дела

ООО «В» (далее — заказчик, ответчик) 30.10.2017 заключен договор-заявка (транспортный заказ) № 1 с ООО «Б» (далее — перевозчик, истец) на выполнение экспедиционной услуги по организации перевозки негабаритного груза по маршруту Германия — Российская Федерация на предложенных в транспортном заказе условиях (далее — договор, транспортный заказ).

Согласно условиям транспортного заказа датой и временем загрузки является дата готовности специального разрешения на перевозку негабаритного груза (ориентировочно 29.11.2017), датой выгрузки — дата выезда с таможни назначения.

В соответствии с заключенным сторонами транспортным заказом при соблюдении согласованных сроков подачи транспортных средств на место погрузки и таможенного оформления/на таможню назначения и место выгрузки нормативное время простоя под погрузкой и таможенным оформлением/выгрузкой и таможенным оформлением составляет 24 часа для стран Западной Европы (погрузка и таможенное оформление) и 24 часа (таможенное оформление) плюс 24 часа (выгрузка) — для стран СНГ (учитывая праздничные дни). Фактические сроки простоя под погрузкой и таможенным оформлением/таможенным оформлением и выгрузкой рассчитываются с момента подачи транспортных средств, если они поданы на место погрузки и таможенного оформления/на таможню назначения и место выгрузки до 10 часов рабочего дня. В противном случае простой рассчитывается начиная со следующих суток. Согласно договору-заявке сверхнормативный простой под погрузкой и таможенным оформлением/таможенным оформлением и выгрузкой оплачивается в размере 350 евро за одно транспортное средство за каждый начавшийся день сверхнормативного простоя, в том числе в выходные и праздничные дни.

Специальное разрешение на перевозку негабаритного груза оформлено компетентными органами ФРГ 28.11.2017, в связи с чем транспортное средство перевозчика прибыло под погрузку в место назначения 29.11.2017 в 9 часов 00 минут, а убыло 30.11.2017 в 12 часов 30 минут (дата убытия и время убытия подтверждены международной товарно-транспортной накладной и картой простоя).

Позиция истца

Согласно ч. 1 ст. 745 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Договором установлено соблюдение сроков прибытия транспортного средства под загрузку, срок загрузки транспортного средства. Нормативное время простоя под погрузкой и таможенным оформлением/выгрузкой и таможенным оформлением исчисляется при соблюдении согласованных сроков подачи транспортных средств на место погрузки и таможенного оформления/на таможню назначения и место выгрузки. В силу подписанного договора фактические сроки простоя рассчитываются с момента подачи транспортных средств, если они поданы до 10 часов рабочего дня. В противном случае простой рассчитывается начиная со следующих суток. Исходя из изложенного, так как изменения в условия транспортного заказа в установленном порядке не вносились, перевозчик выполнил свои обязательства по подаче транспортного средства под погрузку надлежаще, а заказчиком допущен простой транспортного средства перевозчика в количестве одного начавшегося дня на загрузке, что согласно п. 10 транспортного заказа влечет обязанность ответчика оплатить штраф в сумме 350 евро.

Позиция ответчика

Договором не определена точная дата загрузки, а указана предположительная дата подачи транспортного средства под погрузку, зависящая от готовности специального разрешения по осуществлению перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов. По соглашению сторон дата загрузки определена как «по готовности спецразрешений, ориентир 29.11.2017» и не подлежит учету (вниманию) для целей исчисления простоя транспортных средств, поданных перевозчиком. Заказчик полагает, что ожидание загрузки не вызвано виной грузоотправителя или заказчика перевозки.

Возражения истца в отношении доводов ответчика

В ч. 1 ст. 745 ГК закреплено, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

На основании ч. 1 и 2 ст. 191 ГК установленный законодательством, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Специальное разрешение (заявка и решение по осуществлению перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов) оформлено истцом в установленном порядке 28.11.2017, в связи с чем на следующий рабочий день 29.11.2017 согласно договору-заявке транспортное средство истца было подано под загрузку к 09.00, что соответствует согласованному сторонами сроку подачи транспортного средства (по готовности спецразрешения, ориентир 29.11.2017).

В силу ст. 43 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» до подачи под загрузку транспортного средства автомобильным перевозчиком в сроки, установленные договором автомобильной перевозки груза или договором об организации автомобильных перевозок грузов, грузоотправитель обязан подготовить груз и предъявить его к автомобильной перевозке в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов (далее — Правила).

Также согласно п. 357 Правил грузоотправитель обязан: подготавливать грузы к автомобильной перевозке; осуществлять погрузку груза на грузовое транспортное средство в сроки, предусмотренные в договоре об автомобильной перевозке груза, договоре об организации автомобильных перевозок грузов (заявке или разовом заказе).

Выводы суда

Как следует из предоставленной истцом карты простоя, транспортное средство прибыло под погрузку в место назначения 29.11.2017 в 9 часов 00 минут, а убыло 30.11.2017 в 12 часов 30 минут. Нужно обратить внимание, что место погрузки точно соответствует требованиям договора. Более того, время и дата прибытия транспортного средства под загрузку ответчиком не оспариваются и иными доказательствами не опровергаются. Следовательно, предоставленная истцом карта простоя расценивается судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего дату и время прибытия и убытия транспортного средства с места загрузки.

Принимая во внимание условия договора о дате, времени и месте загрузки, нормативные сроки загрузки, простоя, наличие специального разрешения от 28.11.2017, суд пришел к выводу, что на загрузке допущен один день простоя транспортного средства истца.

Возражения ответчика о том, что сторонами не согласован срок подачи транспортного средства под загрузку, являются необоснованными, поскольку дата загрузки прямо определена в договоре 29.11.2017 и поставлена в зависимость от наличия специального разрешения.

Исследовав приложенную к иску заявку и решение по осуществлению перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов (специальное разрешение), суд исходил из того, что такое разрешение выдано 28.11.2017 и с учетом доводов истца в момент прибытия транспортного средства под загрузку имелось в распоряжении перевозчика.

Резюме.
В практике оказания услуг по перевозке грузов в международном сообщении автомобильным транспортом не всегда можно определить конкретную дату загрузки, что обусловлено необходимостью выполнения перевозчиком подготовительных и вспомогательных действий на территории различных государств. Это затрудняет четкое прогнозирование конкретных сроков готовности транспортных средств для подачи под погрузку.
В связи с этим нужно обратить внимание на тот факт, что согласованные сторонами условия должны толковаться буквально и, с учетом требований ст. 191 ГК, пп. 16, 79, 357 Правил,
ст. 43 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», подразумевать обязанность заказчика и грузоотправителя подготовить груз к загрузке к указанному ориентировочному сроку, если иное не согласовано сторонами заблаговременно (до наступления ориентировочной даты) в установленном законом порядке, то есть путем внесения изменений в транспортный заказ.

8211 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
На практике часто встречается ситуация, когда работник по тем или иным причинам не может выполнять свои трудовые обязанности в течение определенного периода времени в свя...
Регулирование труда отдельных категорий работников