Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 16.03.2015 № 195 внес изменения в Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее — постановление № 195, Правила). Данные изменения вступили в силу с 25 марта 2015 г.
Согласно п. 23 Правил выполнение автомобильной перевозки грузов, поступивших из-за пределов Республики Беларусь, до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах, допускается по единому транспортному документу (авиационной (AWB), железнодорожной (СМГС), международной товарно-транспортной накладной «CMR») без оформления внутриреспубликанской товарно-транспортной накладной.
Есть мнение, что постановление № 195 лишь подтвердило указанную возможность, которая ранее вытекала из норм иных нормативных правовых актов. Так ли это?
Ответ на данный вопрос актуален: за отсутствие внутриреспубликанской накладной по форме ТТН-1 при перевозке товаров, ранее доставленных авиатранспортом, от склада временного хранения на территории РУП «Национальный аэропорт Минск-2» до места назначения (собственные склады) к настоящему времени конфискованы дорогостоящие грузы ряда субъектов хозяйствования. Имевшиеся документы на груз (инвойс, оформленная таможенная декларация с подтверждением уплаты таможенных платежей), а также транспортный документ — авиагрузовая накладная (Air Waybill — AWB), в котором местом доставки значилось местонахождение получателя груза, не принимались рядом контролирующих органов (милиция, таможенные и налоговые органы) и судами в качестве надлежащих документов доставки груза из аэропорта до склада грузополучателя.
Вместе с тем законность такой позиции госорганов вызывала определенные сомнения еще до принятия постановления № 195. Означает ли это отсутствие состава правонарушения у лиц, которые ранее были привлечены к ответственности? Послужит ли принятие постановления № 195 основанием для прекращения дела по так называемому нереабилитирующему основанию в связи с устранением противоправности деяния? Попытаемся разобраться.
Доводы «за» конфискацию (до принятия постановления № 195)
Согласно подп. 1.12 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик по общему правилу обязан обеспечивать наличие при транспортировке документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, если иное не установлено законодательством. Оперируя содержанием данной нормы, а также положениями Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192, контролирующие органы рассматривали как незаконную транспортировку товара по авиагрузовой накладной без оформления внутриреспубликанской накладной по маршруту от аэропорта (уже после выпуска товара под процедуру внутреннего потребления и уплаты таможенных платежей) до места назначения получателя груза, указанного в авианакладной (Air Waybill). При выявлении такого факта таможенными и налоговыми органами Республики Беларусь составлялись протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью четвертой ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Состав указанного административного правонарушения образуют действия, выражающиеся в том числе в транспортировке товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов). За указанное нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации. На практике в большинстве случае применялась конфискация.
Доводы «против» конфискации (до принятия постановления № 195)
Обратимся к положениям международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь, позволяющих утверждать, что и до вступления в силу постановления № 195 груз мог быть доставлен до места нахождения получателя, в том числе с использованием автомобильного транспорта, в соответствии с предписаниями авианакладной, рассматриваемой в качестве единого транспортного документа. Также обратим внимание на законодательство, имплементирующее эти нормы международного права на национальном уровне.
Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью внутреннего законодательства и по общему правилу подлежат непосредственному применению (ст. 20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
В г. Варшаве 12 октября 1929 г. рядом государств был заключен международный договор — Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (далее — Конвенция 1929 г.). Наша страна присоединилась к данному международному договору в 1963 г. без каких-либо специальных оговорок (Конвенция обязательна для Республики Беларусь с 1 августа 1963 г.).
Отметим, что и в п. 5 Авиационных правил, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.08.2009 № 70, и в части четвертой ст. 3 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» установлен приоритет международных договоров Республики Беларусь в регулировании отношений соответствующей перевозки.
Исходя из этого Конвенция 1929 г. является не только частью действующего законодательства Республики Беларусь и подлежит непосредственному применению, но и в случае наличия противоречий имеет приоритет перед нормами национального законодательства Республики Беларусь.
Согласно ст. 5 Конвенции 1929 г. воздушная перевозка товаров оформляется воздушно-перевозочным документом. Статья 31 Конвенции 1929 г. устанавливает: «ничто в настоящей Конвенции не мешает сторонам в случае комбинированной перевозки включать в воздушно-перевозочный документ условия, относящиеся к иным видам перевозок, при условии, что постановления настоящей Конвенции будут применяемы в отношении перевозок по воздуху».
При этом по смыслу п. 1 ст. 31 Конвенции 1929 г. под комбинированной перевозкой понимается «перевозка, осуществляемая частью по воздуху и частью каким-либо иным способом», что позволяет рассматривать перевозку по авиационной накладной (Air Waybill), без дополнительного оформления накладной по типовой форме ТТН-1, как комбинированную (смешанную) перевозку по единому воздушно-перевозочному документу. Данное понимание смешанной перевозки согласуется с ее определением в ст. 742 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Таким образом, Конвенция 1929 г. позволяет доставлять груз до конечного пункта назначения по авианакладной без дополнительного оформления ТТН-1.
Позиция государственных органов
С середины 2014 г., когда начались случаи привлечения к административной ответственности предприятий при выполнении транспортировки грузов от аэропорта до склада назначения, по вышеуказанной проблеме высказался не один государственный орган Республики Беларусь.
Так, в соответствии с позицией Министерства финансов Республики Беларусь поступающие из-за пределов нашей страны товарно-материальные ценности, особенно если их перевозка осуществляется для собственных нужд, могут приниматься к бухгалтерскому учету на основании авианакладной, выписанной грузоотправителем, без дополнительного оформления ТТН.
Департамент авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в ответе на адвокатский запрос высказал следующую позицию по применению Конвенции 1929 г.: «при осуществлении комбинированных перевозок (осуществляемых частью по воздуху и частью каким-либо иным способом перевозки) допускается включать в воздушный перевозочный документ условия, относящиеся к иным видам перевозок, и осуществлять такие перевозки по единому транспортному документу».
Согласно мнению Национального центра законодательства и правовых исследований в случае применения в качестве воздушно-перевозочного документа авиационной накладной (Аir Waybill), в которой указано на возможность транспортировки груза иным (кроме воздушного) видом транспорта (например, автомобильным), дополнительное оформление каких-либо товарно-транспортных документов не требуется и товар в таком случае может быть принят к бухгалтерскому учету на основании такого воздушно-перевозочного документа.
Резюме.
Транспортировка груза от аэропорта до места назначения получателя как до, так и после вступления в силу постановления № 195 могла (может) осуществляться в соответствии с авиационной накладной (Air Waybill) без дополнительного оформления накладной формы ТТН-1 при соблюдении следующих важных условий:
— место принятия груза и место сдачи груза должны находиться на территории стран, которые являются участницами Конвенции 1929 г.;
— в качестве воздушно-перевозочного документа должна быть использована авиационная накладная (Air Waybill) установленной формы;
— в авианакладную (Air Waybill) в качестве дополнительных должны быть включены условия, позволяющие осуществлять перевозку товара по указанному документу иными видами транспорта, в том числе автомобильным.
Найдено ли решение спорной ситуации?
После ожесточенных дебатов с участием субъектов хозяйствования и государственных органов Совет Министров Республики Беларусь принял вышеупомянутое постановление № 195, которым, надо полагать, нормы национального законодательства приведены в соответствие с вышеуказанными нормами международного договора. Отвечая на вопросы, поставленные в начале статьи, отметим следующее.
Считаем, что если постановление суда по делу об административном правонарушении не исполнено полностью или частично, то дело будет подлежать прекращению вышестоящими судебными инстанциями ввиду устранения противоправности деяния (п. 2 ст. 5 КоАП, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.09.2014 № 15 «О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях»).
Если постановление суда по делу исполнено, рекомендуем субъектам хозяйствования отстаивать позицию, изложенную в настоящей статье, согласно которой и до издания постановления № 195 отсутствовали основания для привлечения их к административной ответственности в силу наличия норм Конвенции 1929 г., разрешающих рассматриваемую транспортировку с использованием автомобильного транспорта до пункта разгрузки в месте нахождения получателя.
К сведению
Национальное законодательство, действовавшее до принятия постановления № 195, оговаривало возможность выполнения по единому транспортному документу (без дополнительного оформления накладной по типовой форме ТТН-1) смешанных перевозок, выполняемых, например, водным или железнодорожным транспортом во взаимосвязи с автомобильным (ст. 91 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, пп. 268 и 269 Правил перевозок грузов внутренним водным транспортом, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2005 № 3, п. 84 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1196).
Первые авиационные перевозки начали выполняться в Беларуси в 1934 г.
Справочно
Резолюцией 600А ИАТА (Международной ассоциации воздушного транспорта, насчитывающей около 300 членов воздушных перевозчиков) «Стандарты по заполнению авианакладной» предусмотрено, что используемые в абсолютном большинстве случаев авианакладные (Air Waybill) по форме «В» содержат условие о возможности использования другого вида транспорта, включая автомобильный транспорт, при перевозке и доставке груза.