Правовое основание перевозки грузов
Согласно ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон) транспортными документами признаются:
- путевой лист;
- товарно-транспортная накладная или международная товарно-транспортная накладная (CMR-накладная);
- заказ-поручение;
- иные документы в соответствии с законодательством.
В силу п. 286 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила автомобильных перевозок), автомобильная перевозка грузов физических лиц осуществляется на основании договора об автомобильной перевозке груза физического лица.
Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей заказчику автомобильной перевозки заказа-поручения по форме, утвержденной Министерством финансов, заверенного штампом или печатью автомобильного перевозчика.
В соответствии с частью первой ст. 49 Закона к грузам физических лиц относятся принимаемые (принятые) к автомобильной перевозке предметы и материалы, принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на иных законных основаниях и предназначенные исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Из приведенных норм законодательства однозначно следует вывод, что, во-первых, грузы для физических лиц должны быть только для собственных нужд и никак не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью. Во-вторых, оформление заказов производится по заявке только самим заказчиком путем заключения договора об автомобильной перевозке. Более того, в оформленном перевозчиком заказе-поручении, согласованном с заказчиком, должны быть заполнены обязательные реквизиты: срок выполнения поручения, место доставки груза. Заказ-поручение должен быть подписан заказчиком. В случае доставки товаров из торговой сети заказ-поручение должен оформляться только после оплаты заказчиком автомобильной перевозки стоимости покупки и передачи автомобильному перевозчику экземпляра товарного чека.
Таким образом, заказчиком автомобильной перевозки грузов физических лиц должен выступать получатель (покупатель) товара, а не его отправитель.
Рассмотрим один из примеров судебной практики, судебные постановления которого прошли проверку на предмет законности и обоснованности в Верховном Суде Республики Беларусь.
Обстоятельства дела
Органом, ведущим административный процесс (в данном случае это инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь одного из районов Гродненской области), ООО «Л» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), выразившегося в транспортировке 16.05.2014 в 10.15 на автомобиле «Форд Транзит» товара (бытовая техника, мебель, фото-, видеотехника, планшеты, ноутбуки и другие непродовольственные товары отечественного и импортного производства в общем количестве 26 единиц) в нарушение установленного законодательством порядка — без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов.
Согласно протоколу опроса водителя автомобиля он осуществлял перевозку товарно-материальных ценностей, принятых им со склада ООО «Л» в г. Минске, для доставки гражданам в различные пункты назначения (города Гродно, Лида, Волковыск и другие населенные пункты Гродненской области).
В ходе проверки наличия сопроводительных документов водителем ООО «Л» были представлены заказы-поручения от 16.05.2014 в количестве 20 экземпляров с указанием 24 наименований товара, путевой лист от 16.05.2014, на 2 наименования товаров вообще никаких документов не было.
Согласно предоставленным документам собственниками указанных товаров являются граждане, проживающие в г. Минске, а также различные субъекты хозяйствования (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели), местом регистрации которых является г. Минск или Минская область.
В протоколе опроса водитель автомобиля пояснил, что ООО «Л» оказывает логистические услуги по перевозке грузов по территории Республики Беларусь. В обязанности водителя входит осуществление грузоперевозок от складского помещения ООО «Л», которое располагается по адресу: г. Минск, ул. А., до пункта назначения, указанного в заказах-поручениях, которые выписываются на каждый из перевозимых товаров. Приемку товара для перевозки водитель осуществляет по заказам-поручениям, расчет за товар производится в безналичном порядке. Также водитель пояснил, что заказы-поручения ему передали в ООО «Л» для осуществления грузоперевозки, других документов на данный груз у него не имелось.
Позиция контролирующего органа
В отношении ООО «Л» был составлен протокол об административном правонарушении по части четвертой ст. 12.17 КоАП на основании того, что ООО «Л» были нарушены требования законодательства, содержащиеся:
Согласно подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке.
Такими документами в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 (далее — Инструкция), являются товарно-транспортные накладные (форма ТТН-1) и товарные накладные (форма ТН-2).
Товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1) и товарная накладная (форма ТН-2) в силу п. 2 Инструкции применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Товарно-материальные ценности, перевозимые ООО «Л», были подвергнуты аресту и изъятию согласно акту описи изъятого, арестованного, конфискованного имущества и переданы на хранение Дятловскому филиалу Гродненского областного потребительского общества.
Постановление суда
Постановлением экономического суда Гродненской области ООО «Л» привлечено к административной ответственности по части четвертой ст. 12.17 КоАП с наложением административного взыскания в виде штрафа в размере 15 базовых величин с конфискацией товара в количестве 26 единиц на общую сумму 60 млн руб. в доход государства.
Рассмотрение жалобы Верховным Судом Республики Беларусь
Законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении проверена Верховным Судом Республики Беларусь в соответствии со ст. 12.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Верховный Суд Республики Беларусь признал, что экономический суд Гродненской области обоснованно оценил транспортировку товарно-материальных ценностей, которые используются не для личных целей, а как товар, вовлеченный в хозяйственный оборот, и с ним совершается хозяйственная операция.
Исходя из нормы части третьей ст. 40 Закона и абзаца третьего п. 22 Правил автомобильных перевозок груз товарного характера должен быть оформлен товарно-транспортными накладными.
Относительно доводов ООО «Л» о том, что заказы-поручения, как сопроводительные документы, необоснованно не приняты во внимание органом, ведущим административный процесс, при задержании автомобиля, суд правомерно сделал вывод, что заказчиком автомобильной перевозки грузов физических лиц должен выступать получатель (покупатель) товара, а не его отправитель.
Отсутствие необходимых документов на момент транспортировки, а также наличие не соответствующих действительности документов образует состав вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью четвертой ст. 12.17 КоАП.
Делаем выводы
Транспортными документами при перевозке грузов товарного характера могут выступать как товарно-транспортная накладная, так и заказ-поручение или иные документы в соответствии с законодательством. При этом в заказе-поручении заказчиком автомобильной перевозки грузов физических лиц должен выступать получатель (покупатель) товара, а не его отправитель. Иными словами, именно покупатель товара должен выступать стороной по договору автомобильной перевозки грузов (оформить заявку на заключение соответствующего договора) и передать перевозчику экземпляр товарного чека. При этом грузы для физических лиц должны быть только для собственных нужд.
Вместе с тем в заказах-поручениях, которые были представлены ООО «Л», в качестве собственников были указаны граждане, проживающие в г. Минске, а также субъекты хозяйствования, зарегистрированные в г. Минске и Минской области (продавцы). Как выяснилось в ходе проверки, упомянутые лица собственниками данных товаров не являлись.
Судом с учетом вышеизложенных обстоятельств было установлено, что имела место транспортировка товарно-материальных ценностей, которые используются как товар, вовлеченный в хозяйственный оборот, и с ним совершается хозяйственная операция. В данной ситуации при транспорте груз товарного характера должен быть оформлен товарно-транспортной накладной.
Таким образом, заказ автомобильной перевозки должен быть произведен покупателем (получателем) товара, и именно он должен быть указан в заказе-поручении. В такой ситуации заказ-поручение будет являться надлежащим сопроводительным документом и дополнительное составление накладной не требуется.
Справочно
Частью четвертой ст. 12.17 КоАП предусмотрено, что приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.