Ответ: Да, при определенных условиях.
Для многих белорусских субъектов стало невозможным исполнять свои обязательства перед иными белорусскими либо иностранными контрагентами в связи с неисполнением обязательств со стороны украинских партнеров после 24 февраля 2022 г.
При этом возникли сложности с получением необходимой информации от украинских резидентов, а также конкретных документов компетентных органов Украины, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы у украинских субъектов, даже если право требовать такие документы закреплено в соответствующем внешнеэкономическом контракте. Получение надлежащего доказательства наличия форс-мажора у украинского партнера необходимо с целью доказывания невозможности исполнения обязательств по другим связанным договорам.
28 февраля 2022 г. Торгово-промышленная палата Украины (далее – ТПП Украины) опубликовала официальное письмо № 2024/02.0-7.1 (далее – письмо), в котором признала обстоятельства, возникшие на территории Украины, форс-мажором для украинских субъектов хозяйствования и физических лиц по договорам, отдельным налоговым и иным обязательствам.
Некоторые белорусские субъекты хозяйствования принимают данный документ в качестве единственного и надлежащего доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы даже в случае отсутствия заявления об этом со стороны самого украинского субъекта.
Обосновывать данную позицию возможно, ссылаясь на Закон Украины от 02.12.1997 № 67197-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине» (далее – Закон) и Регламент удостоверения ТПП Украины и региональными ТПП форс-мажорных обстоятельств, утвержденный решением президиума ТПП Украины от 15.07.2014 № 40 (далее – Регламент). Согласно ст. 14¹ Закона и подп. 3.1.1 п. 3 Регламента форс-мажорными обстоятельствами являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, в том числе вооруженный конфликт, общая военная мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, введение комендантского часа, экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция и т.д.
Таким образом, если в соответствии с Законом и Регламентом функции по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы возложены на ТПП Украины и уполномоченные ею региональные ТПП, то официальный документ украинской палаты является официальным документом уполномоченного органа, то есть надлежащим доказательством.
Указанная позиция, по нашему мнению, имеет ряд следующих нюансов, которые должны быть уточнены и приняты во внимание при формировании окончательной позиции, учитывая, что данный вопрос может окончательно разрешаться в судебном порядке.
Во-первых, доказывание наличия обстоятельств непреодолимой силы должно происходить с учетом применимого к договору права (например, к договору не применяется украинское законодательство), а также в соответствии с установленной сторонами процедурой и особыми форс-мажорными условиями (относительно перечня обстоятельств, порядка уведомления, исключения форс-мажора к отдельным обязательствам и т.д.).
Во-вторых, письмо ТПП Украины не является универсальным заключением о наличии на территории Украины всеобщего форс-мажора, а требует детального анализа применительно к каждому конкретному договору. В соответствии с этим же письмом свидетельствуются форс-мажорные обстоятельства по договорам, выполнение которых наступило, но стало невозможным в установленный срок в силу этих обстоятельств. Иными словами, необходимо анализировать каждый конкретный договор, выяснять, наступил ли по нему срок исполнения обязательств, делают ли невозможным исполнение обязательств в установленный срок произошедшие события и т.д.
В-третьих, необходимо анализировать иные документы, подтверждающие невозможность украинского партнера исполнять обязательства, например, проводить расчеты в связи с принятием постановления Правления Национального банка Украины от 24.02.2022 № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения».