Подписанная не глядя сделка: всегда ли сопротивление бесполезно?

В практике встречаются случаи, когда субъект хозяйствования направляет своему контрагенту неподписанный проект договора, а потом, получив обратно внешне такой же документ с подписью другой стороны, подписывает его, не проверяя текст, полагая, что вступает в правоотношения на исходящих от него первоначально условиях, поскольку замечаний или протоколов разногласий контрагентом не заявлялось. В последующем выясняется, что текст был изменен. Рассмотрим примеры из судебной практики Российской Федерации и Республики Беларусь, которые основаны на схожих ситуациях, однако завершились совсем по-разному.

Лаевский Дмитрий

адвокат

1660 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Спор гражданина-кредитополучателя с банком «Тинькофф кредитные системы» (Российская Федерация)

Житель Воронежа получил по почте от банка анкету на оформление кредитной карты, отсканировал эту анкету и изготовил аналогичного вида документ, изменив частично текст — прописал условие о выдаче ему беспроцентного кредита и исключил права банка на комиссии и возможность истребовать штрафные санкции. При этом он указал миллионные штрафы, которые банк обязан уплатить в случае изменения и расторжения кредитного договора. Подписав получившийся документ с измененным текстом, гражданин отправил его в банк, где сотрудники не заметили изменений, поставили подпись и печать, после чего гражданину была изготовлена кредитная карта.

Гражданин пользовался кредитом долгое время, а когда банк расторг договор из-за просрочек по платежам, гражданин потребовал с банка штрафные санкции, которые сам когда-то прописал путем изменения анкеты на заключение кредитного договора.

В итоге дело завершилось мировым соглашением, поэтому выводы суда по существу спора не прозвучали. Возможно, мотивация банка, который пошел на мировое соглашение, лежала не в юридической плоскости и была обусловлена маркетинговыми соображениями, а возможно, причиной принятия мирового соглашения явилась неуверенность в позиции или в возможности ее доказать.

Однако, как можно заключить из публикаций об этом деле, истец-гражданин утверждал, что изменение текста анкеты не было запрещено законодательством, поскольку любая сторона имеет право предложить свои условия, а измененный документ являлся новой офертой, которая была принята путем подписания.

1660 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Реклама в социальных сетях

В белорусском законодательстве нет специальных норм, которые регулируют размещение (распространение) рекламы в социальных сетях. Аккаунт организации в социальной сети, ак...
№ 3, март 2018 Гучек Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2241