Вы на портале

Три случая проведения закупки из одного источника

Ситуация: в процессе работы заказчика возникла необходимость закупки сырья для производства продукции. Однако сырье имеется у заказчика в недостаточном объеме, а технологией не предусмотрено смешение имеющегося сырья с иным сырьем, и (или) смешение сырья с разными показателями может привести к браку готовой продукции.

Решение: провести процедуру закупки из одного источника.

Обновлено
Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

17415 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В каких случаях проводится закупка из одного источника?

Процедура закупки из одного источника за счет собственных средств согласно требованиям подп. 2.2 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229) проводится только в 3 случаях:

1. Возникла срочная необходимость, а применение конкурентных процедур закупок невозможно ввиду отсутствия необходимого времени для их проведения.

Пример.
В процессе работы заказчика в связи с заключением договора на поставку товара (производство заказчика) в конкретные сроки возникает необходимость закупки сырья для производства такой продукции, однако достаточного объема сырья у заказчика нет. Поскольку сроки по поставке готовой продукции ограничены, а сроки по проведению конкурентной процедуры достаточно велики с учетом также сроков по организации процедуры, подведению итогов, заключению договора поставки сырья, сроков поставки, возникает срочность в закупке сырья. Поэтому целесообразно применение закупки из одного источника по данному основанию, а проведение конкурентной — нецелесообразно.

2. Заказчик, осуществивший закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установил, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена непосредственно у того же поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пример.
В процессе работы заказчика возникает необходимость закупки сырья для производства продукции. Однако сырье имеется у заказчика в недостаточном объеме, а технологией не предусмотрено смешение имеющегося сырья с иным сырьем, и (или) смешение сырья с разными показателями может привести к браку готовой продукции. В такой ситуации целесообразно провести процедуру закупки из одного источника.

3. Конкурентная процедура закупки либо часть (лот) предмета закупки признана несостоявшейся, и повторное ее проведение является нецелесообразным.

Пример.
Проведена конкурентная процедура закупки, однако по результатам рассмотрения предложений участников остался только один или ни одного участника и, соответственно, ни одного предложения, отвечающего требованиям документов о закупке.
Комиссией заказчика принято решение о признании процедуры несостоя-вшейся, или по итогам процедуры, в которой к оценке были допущены два и более предложений от участников, участник-победитель уклонился от заключения договора. С учетом того, что дата востребованности в предмете закупки не позволяет соблюсти сроки по проведению процедуры конкурентной закупки повторно в силу сроков на организацию, проведение, рассмотрение, срок на обжалование, срок заключения и исполнения договора, может быть принято решение о применении закупки из одного источника по данному основанию. Постановлением № 229 не предусмотрена возможность перейти ко второму участнику по степени выгодности с учетом критериев и способа оценки, который занял второе место, в ситуации уклонения участника-победителя от заключения договора, но предусмотрен данный вариант закупки из одного источника.

Первый случай: применение конкурентных процедур закупок невозможно

Применение процедуры закупки из одного источника оправданно в случае, когда возникла срочная необходимость, а применение конкурентных процедур закупок невозможно вследствие отсутствия необходимого времени для их проведения. В частности, в случае производственной аварийной ситуации, связанной с непредвиденными обстоятельствами (например, авария на производстве, внезапная поломка оборудования или его части, которые повлекли или могут повлечь остановку производства, иной форс-мажор), требующей немедленного устранения ее последствий, и в других исключительных случаях (например, отказ от исполнения договора выбранным по итогам конкурентной процедуры закупки участником, необоснованное увеличение стоимости предмета договора контрагентом в процессе его исполнения, в связи с чем заказчиком принято решение о несогласовании такого увеличения и заключении дополнительного соглашения о расторжении договора).

Также применять данное основание можно при наличии срочного заказа на производство товаров (работ, услуг), если сроки, в которые покупатель хотел бы получить результат, превышают необходимые сроки для проведения процедуры конкурентной закупки.

Необходимость проведения процедуры закупки оформляется заявкой (любым иным установленным официальным документом для выражения потребности в предмете закупки) с отражением обстоятельств, создающих необходимость закупки из одного источника и препятствующих проведению конкурентной процедуры закупки, или отдельным документом, который будет содержать, например, следующие пункты:

  1. Наименование предмета закупки, ссылка на заявку;
  2. Ориентировочная стоимость закупки;
  3. Дата востребованности в предмете закупки;
  4. Расчет мероприятий и сроков проведения конкурентной закупки и вывод о нецелесообразности (невозможности) ее применения и целесообразности (объективности) применения закупки из одного источника;
  5. Информация о порядке и сроках проведения закупки из одного источника:
  • подготовка запроса для проведения маркетинговых исследований рынка/получение информации из Регистра производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), ведение которого осуществляется ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;
  • получение предложений от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • обработка информации и принятие решения;
  • оформление обоснования выбора поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • согласование/утверждение обоснования выбора поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • согласование/подписание договора;
  • письменное направление выбранному (определенному) контрагенту предложения о заключении соответствующего предмету закупки договора;
  • заключение/исполнение договора.

Второй случай: дополнительная закупка

Еще одним основанием для проведения процедуры закупки из одного источника является ситуация, когда заказчиком, осуществившим закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена непосредственно у того же поставщика (подрядчика, исполнителя).

Данный вариант применения закупки возможен в случае, если будут одновременно соблюдены следующие условия:

  • дополнительная закупка должна быть у определенного поставщика по первоначальной закупке;
  • ограниченность объема, то есть не более по количеству, а не по стоимости, первоначальной закупки;
  • обоснованная (письменно) необходимость совместимости с первоначальной закупкой. В данном случае следует иметь в виду целесообразность наличия технико-экономического обоснования, в котором осуществляется сравнение с аналогами и делается вывод о недопустимости аналогов, и необходимость приобретения именно ранее приобретенного предмета закупки;
  • эффективность первоначальной закупки — должна быть выражена в письменной форме;
  • удовлетворение потребностей заказчика по итогам первоначальной закупки. То есть достижение всех показателей, целей, задач, получение результата, запланированного в рамках условий первоначальной закупки и отраженного в условиях исполненного (исполняющегося) договора;
  • разумность цены. Подразумевается прозрачность цены контрагента, ее обоснованность с исключением ее завышения в связи с совершением данного вида закупки у определенного контрагента.

Таким образом, алгоритм проведения процедуры может быть следующий:

1. Необходимость проведения процедуры закупки оформляется заявкой (любым иным установленным официальным документом для выражения потребности в предмете закупки) с отражением обстоятельств, создающих необходимость закупки из одного источника и препятствующих проведению конкурса и запроса ценовых предложений, или отдельным документом, который может называться «Технико-экономическое обоснование» и в состав которого могут входить пункты, указанные выше как признаки применения данного вида закупки.

В процессе подготовки технико-экономического обоснования необходимо провести маркетинговые исследования рынка (провести переговоры) либо получить информацию из Регистра производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей).

Рекомендация.
При создании технико-экономического обоснования необходимо привлекать к работе по его подготовке не одного работника, а группу работников, которые обладают специальными знаниями (образованием), опытом, информацией и имеют документы, позволяющие составить объективную доказанную позицию о целесообразности применения данного варианта вида закупки из одного источника.

2. Оформление принятого решения.

3. Направление выбранному (определенному) контрагенту предложения о заключении соответствующего предмету закупки договора.

4. Заключение/исполнение договора.

Данным основанием можно руководствоваться при закупке запасных частей к оборудованию и механизмов у того же лица, у которого приобретено само оборудование или механизмы, или, например, приобретать программное обеспечение у того же поставщика, у которого приобретены компьютерные системы управления производственными процессами.

Третий случай: повторное проведение конкурентной процедуры нецелесообразно

Такое основание применяется, если невозможно обеспечить необходимое количество участников для надлежащего оформления процедур закупок, а также при наличии обоснования о том, что повторное проведение может привести к такому же результату, что и уже проведенная процедура закупки. При этом необходимо соблюдать требования к завершению конкурентных процедур закупок, устанавливать причинно-следственную связь с закупкой из одного источника.

По результатам закупки принимается решение о том, что процедура не состоялась, с указанием причин, которые повлияли на такое решение.

Решение оформляется протоколом, в котором по итогам проведения указанных процедур целесообразно отразить следующие формулировки решений по наиболее часто встречающимся в практике случаям:

1. «Признать процедуру несостоявшейся в связи с тем, что по закупке:

  • получено или допущено к оценке менее двух предложений, соответствующих требованиям документов по закупке;
  • менее двух предложений, соответствующих требованиям документов по закупке, представлено на процедуру;
  • в результате отклонения конкретных предложений их осталось менее двух. При этом если менее двух предложений осталось только в отношении отдельных частей (лотов) предмета закупки, то процедура признается несостоявшейся только в отношении таких частей (лотов);
  • отклонены все предложения до выбора наилучшего из них».

2. «Признать нецелесообразным проведение повторно процедуры закупки в связи с тем, что для ее проведения, принятия решения по ее результатам, согласования и исполнения договора потребуются затраты времени, которые несовместимы с датой востребованности в предмете закупки, что однозначно повлечет просрочку его получения и, как следствие, отрицательно скажется на заказчике».

Кроме этого, в тексте решения может быть отражено, что маркетинговые исследования, результаты применения закупки указывают на то, что повторное их применение может привести к такому же результату.

«Рекомендовать руководителю заказчика (уполномоченному на принятие такого рода решений заместителю руководителя) принять решение о применении процедуры закупки из одного источника по данному основанию».

«Процедуру закупки из одного источника при принятии решения о ее применении провести в соответствии с Порядком закупок за счет собственных средств».

Закупка товаров на сумму до 1 000 базовых величин

Случаи применения процедуры закупки из одного источника предусмотрены в подп. 2.2 п. 2 постановления № 229, и в нем буквально не прописано такое основание применения процедуры, как стоимость закупки 1 000 базовых величин и более.

Однако если обратить внимание на часть первую подп. 2.1 п. 2 постановления № 229, в которой говорится о конкурентных видах процедур, а также подп. 1.2 п. 1 постановления № 229, в соответствии с которым действие данного постановления, за исключением части второй подп. 2.10 п. 2, не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно приложению 1 (в том числе это касается и закупок товаров (работ, услуг) на сумму до 1 000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки (п. 9 приложения 1), то можно сделать вывод, что конкурентной процедурой закупки является процедура закупки стоимостью 1 000 базовых величин и более по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки.

Справочно.
Закупки с применением процедуры закупки из одного источника осуществляются у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в том числе включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), ведение которого осуществляется информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

Пример.
В Порядке закупок указано условие применения процедуры закупки из одного источника: «от 1 000 базовых величин и более — процедура закупки из одного источника в случаях, если: …».

Таким образом, процедура закупки из одного источника применяется только тогда, когда стоимость предмета закупки равна или более 1 000 базовых величин и есть признаки основания ее применения, указанные в подп. 2.2 п. 2 постановления № 229.

В актах проверок соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств компетентные органы зачастую отмечают, что проверяемыми субъектами нарушены требования постановления № 229 и Порядком закупок предусмотрен случай закупки из одного источника, если стоимость предмета закупки 1 000 базовых величин и более, что не соответствует требованиям подп. 2.2 п. 2 постановления № 229.

С учетом указанного такой вывод компетентных органов ошибочен, поскольку это не противоречит требованиям подп. 2.2 п. 2 постановления № 229, однако при условии, что заказчик осуществляет закупки из одного источника только в описанных выше случаях.

17415 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме