Подтверждение полномочий главного бухгалтера в ИМНС

Вопрос: При взаимодействии с налоговыми органами необходима ли доверенность главному бухгалтеру?

Лукьянова Александра

Ведущий юрисконсульт ООО «Информационное правовое агентство Гревцова»

1121 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Доверенность необходима, если полномочия главного бухгалтера не предусмотрены уставом или законодательством.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» отчетность организации подписывается ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.

На данный момент на практике налоговая, бухгалтерская и (или) финансовая отчетность организации, заявления юридического лица на совершение административных процедур подаются в налоговые органы в электронном виде, подписанные электронно-цифровой подписью главного бухгалтера организации с учетом атрибутного сертификата, содержащего информацию об организации, о физическом лице, о его полномочиях подписывать определенные документы от имени организации (абз. 2 ст. 1 и ч. 6 ст. 26-1 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», далее — Закон № 113-З). В связи с этим возникает вопрос о необходимости выдачи доверенности главному бухгалтеру в указанных правоотношениях.

Согласно п. 1 ст. 24 НК плательщик (организация) может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя. В соответствии с ч. 1 п. 5 ст. 186 ГК от имени юридического лица может действовать без оформления доверенности только его руководитель (законный представитель плательщика-организации).

Полагаем, несмотря на то, что атрибутный сертификат содержит информацию о полномочиях физического лица (в рассматриваемом случае – главного бухгалтера или иного работника бухгалтерии), законодатель не приравнивает атрибутный сертификат к доверенности.

Во взаимоотношениях с налоговыми органами главный бухгалтер является уполномоченным представителем плательщика-организации. При этом теоретически он может являться законным представителем в случае, если эти полномочия предусмотрены в учредительных документах юридического лица.

Право на представление интересов плательщика-организации в налоговых органах у главного бухгалтера возникает не с момента получения ЭЦП (аналог собственноручной подписи (ч. 5 ст. 23 Закона № 113-З)) или атрибутного сертификата (подтверждает полномочия конкретного лица (ч. 6 ст. 26-1 Закона № 113-З)), а с даты начала действия соответствующей доверенности.

Без получения доверенности главный бухгалтер также может использовать ЭЦП и подписывать те документы от имени организации, на подписание которых имеет право главный бухгалтер в соответствии с законодательством.

Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительным документом (абз. 2 подп. 5.1 п. 5 ст. 24 НК).

Вопрос: Имеется ли специально установленная форма доверенности для представления интересов в ИМНС?

Ответ: Нет, но доверенность должна соответствовать требованиям законодательства.

Образец доверенности

Некоторые государственные органы и организации имеют требования к форме доверенности и/или перечню полномочий, которые необходимо указать в доверенности на представление интересов заинтересованного лица. Налоговые органы такую форму до этого времени не разработали.

В деловом обороте различают несколько видов доверенностей, выдаваемых юридическим лицом (классификация условная):

  • общая или генеральная доверенность: выдается на совершение действий, охватывающих все сферы деятельности организации, предоставляет право совершать неопределенный круг сделок;
  • специальная доверенность: выдается на совершение однородных действий в течение определенного периода времени;
  • разовая доверенность: выдается для совершения конкретного действия либо предоставляет право совершить конкретную сделку.

В целях соблюдения требований законодательства (пп. 1, 2,5 ст. 186 ГК) к оформлению доверенности главному бухгалтеру в ней необходимо указать:

  • наименование документа (слово «доверенность»);
  • место и дату ее совершения;
  • сведения:

 — о доверителе (полное наименование и адрес местонахождения юридического лица, наименование должности руководителя и его ФИО, дополнительные сведения и реквизиты (УНП, номер и дата регистрации в ЕГР ЮЛ и ИП и пр.));

 — об уполномоченном представителе — сотруднике (ФИО, должность, иные данные);

  • срок, на который выдана доверенность (если срок в доверенности не указан, то она действует с даты выдачи и сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения);
  • образец подписи представителя;
  • подпись руководителя организации или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами.

Таким образом, при составлении доверенности главному бухгалтеру на представление интересов плательщика-организации в налоговых органах рекомендуем учитывать следующее:

1. Вид выдаваемой доверенности — специальная. В зависимости от уровня доверия руководителя к сотруднику, от уровня контроля, от конкретной ситуации руководитель может наделить главного бухгалтера (иного сотрудника бухгалтерии) и более широкими полномочиями. Полномочия, связанные с представлением главным бухгалтером интересов плательщика-организации в налоговых органах, должны быть конкретизированы и подробно перечислены.

 2. Срок действия доверенности не может превышать 3 лет, и она выдается в пределах срока действия контракта/трудового договора главного бухгалтера.

3. При переводе или увольнении сотрудника доверенность должна быть отозвана (путем издания приказа или распоряжения руководителя организации).

4. На период нахождения главного бухгалтера (работника, которому выдана доверенность) в отпуске, на обучении, на больничном и др. необходимо оформить доверенность на замещающего его работника.

5. Доверенность оформляется в простой письменной форме, нотариального удостоверения не требуется.

6. С целью идентификации представителя в налоговых органах рекомендуем указать также его паспортные данные.

1121 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
В данной рубрике мы публикуем видео с самых актуальных и значимых для юридического сообщества мероприятий (конференций, форумов, семинаров, круглых столов и т.д.)
9520