Вы на портале

Порядок проведения плановой проверки Департаментом государственной инспекции труда

На официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь 15 июня 2015 г. будут размещены координационные планы проверок на второе полугодие текущего года. О том, как, в какие сроки и на основании каких документов будет проводиться проверка юридического лица, включенного в координационный план проверок, читайте в статье Юрия Косько. Основные вопросы статьи: можно ли перенести срок проведения плановой проверки? в какой срок необходимо устранить выявленные в ходе проверки нарушения? какие действия нужно предпринять субъекту хозяйствования в случае несогласия с актом проверки?

Обновлено
Косько Юрий
Косько Юрий

Юрист, специалист в сфере трудового права, выпускающий редактор портала «Судебная и арбитражная практика» (sudpraktika.by)

2351 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии с п. 23 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510), Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) и его территориальные подразделения вправе осуществлять в организациях всех форм собственности надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

Проверки включаются в координационные планы исходя из места нахождения организации.

В качестве критерия места нахождения организации принимается место ее постановки на учет в налоговых органах.

Уведомление о проведении проверки

Территориальное структурное подразделение Департамента обязано приступить к проведению плановой проверки в течение календарного месяца, указанного в координационном плане.

О проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде и (или) об охране труда организация должна быть письменно уведомлена не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Уведомление согласно форме, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510», подписанное начальником областного, Минского городского управления (лицом, исполняющим его обязанности), направленное по последнему известному Департаменту месту нахождения проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.

Порядок проведения плановой проверки

Если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, организация обязана до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом Департамент и направить в его адрес копию акта (справки) проверки. В таком случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, за проверенный период не проверяются, за исключением случаев, предусмотренных в п. 12 Указа № 510.

Проверка проводится на основании предписания директора Департамента, подписанного непосредственно директором Департамента или его первым заместителем.

Срок проведения плановой проверки не может превышать 30 рабочих дней (для индивидуального предпринимателя — 15 рабочих дней).

Срок проведения плановой проверки может быть однократно продлен, но не более чем на 15 рабочих дней, Министром труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Перед началом проведения проверки проверяющий обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления). При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

После внесения записи в книгу учета проверок проверяющие знакомят руководителя организации или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке.

Доступ на территорию или в помещение организации проверяющих осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания на проведение проверки проверяемого субъекта.

В случаях, если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов, иные носители информации будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, проверяющий вправе изъять подлинные документы, иные носители информации в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (а в случае их отсутствия — в присутствии не менее двух понятых) на основании постановления, подписанного проверяющим. Такое постановление подлежит утверждению руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем изъятия документов.

По результатам проведения проверки проверяющий составляет паспорт проверяемого субъекта, в котором отражаются основные сведения об организации, выявленных нарушениях, а также определяется степень риска, к которой относится проверяемый субъект.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются актом (справкой) проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания (даты составления) акта (справки) проверки.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений. В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления.

Акт (справка) проверки в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) руководителю организации или его представителю.

При наличии возражений по акту (справке) проверки руководитель организации или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки), и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под роспись. На основании акта, составленного по результатам проведения проверки, в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) руководителю организации, а в случае подачи возражений — со дня вручения (направления) заключения по этим возражениям должностным лицом Департамента при наличии оснований выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки.

Требование (предписание) об устранении нарушений должно содержать указание на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, и срок информирования Департамента или его структурного подразделения об устранении нарушений (но не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений).

После получения сообщения проверяемого субъекта об устранении нарушений Департаментом может быть назначена контрольная проверка устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений. Срок контрольной проверки не может превышать 5 рабочих дней. В случае, если в ходе проведения контрольной проверки будут установлены факты невыполнения ранее выданного требования, государственный инспектор составляет протокол на основании ст. 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Санкция указанной статьи предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.

2351 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме