Вы на портале

Новые правила оптовой торговли алкогольной и табачной продукцией

Основные вопросы статьи: кто с 1 июля 2015 г. наделен правом осуществлять оптовую торговлю табачными изделиями и алкогольными напитками? каковы лицензионные требования для осуществления оптовой торговли и хранения табачных изделий? какие проблемы могут возникнуть в связи со вступлением в силу изменений, коснувшихся оборота алкогольной продукции и табачных изделий в Республике Беларусь?

Обновлено
Мишакова Марина
Мишакова Марина

Старший юрист налоговой и юридической практики ИООО «ПрайсвотерхаусКуперс»

Педо Екатерина
Педо Екатерина

руководитель практики корпоративного и антимонопольного права, адвокат АБ «Ревера»

3648 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Президентом Республики Беларусь 20 февраля 2015 г. были подписаны Декрет № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 2) и Указ № 92 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 92). Документами внесены существенные изменения в отдельные законодательные акты, регулирующие оборот алкогольной продукции и табачных изделий в Республике Беларусь. Несмотря на то, что изменения вступают в силу уже с 1 июля 2015 г., ряд вопросов, имеющих существенное значение, пока остаются нерешенными.

Краткая суть изменений

Табачные изделия. В соответствии с Декретом № 2 право на осуществление экспорта, импорта, производства, хранения табачного сырья и табачных изделий имеют только юридические лица Республики Беларусь (с 1 июля 2015 г. индивидуальные предприниматели смогут заниматься только розничной торговлей). При этом правом осуществлять оптовую торговлю табачными изделиями наделены лишь:

  • организации — производители табачных изделий при продаже изделий собственного производства;
  • организации — заказчики табачных изделий при продаже табачных изделий, произведенных в Республике Беларусь по их заказам (организация-заказчик должна обладать правами в отношении товарных знаков, которыми маркируются производимые табачные изделия);
  • государственные юридические лица;
  • юридические лица, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в собственности государства;
  • юридические лица системы потребительской кооперации.

В Положении о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 
№ 450 (далее — Положение о лицензировании), впервые установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии для осуществления оптовой торговли табачными изделиями, а также к соискателю лицензии для осуществления их хранения:

Помимо требований, предъявляемых к соискателю лицензии (отражены в таблице), п. 371 Положения о лицензировании содержит также условия для уже состоявшихся лицензиатов (наличие в штате не менее 25 работников, отсутствие просроченной задолженности два раза и более в течение года и др.).

Изменения коснулись и розничной торговли: расширен перечень мест, в которых запрещена розничная торговля табачными изделиями, внесены изменения в порядок ценообразования (минимальная розничная цена за пачку сигарет с фильтром устанавливается в размере 80 % от максимальных розничных цен, установленных в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Беларусь, далее — НК).

Алкогольные напитки. Круг субъектов, имеющих право на получение лицензии на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, сужен исключительно до юридических лиц Республики Беларусь. Тем самым иностранные организации лишились права осуществлять такие виды деятельности на территории Республики Беларусь. При этом закреплен исчерпывающий перечень категорий юридических лиц, имеющих право осуществлять оптовую торговлю алкогольными напитками:

  • отечественные производители при продаже алкогольных напитков собственного производства;
  • государственные юридические лица;
  • юридические лица, более 25 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в собственности государства;
  • юридические лица системы потребительской кооперации.

Перечень лицензионных условий и требований, предъявляемых к соискателям лицензии (лицензиатам) на осуществление оптовой торговли алкогольной продукцией и лицензии на ее хранение, также был дополнен (условия и требования идентичны тем, которые установлены для соискателей и лицензиатов, осуществляющих торговлю и (или) хранение табачных изделий).

Кроме того, уточнено, что для осуществления оптовой торговли алкогольными напитками необходимо наличие складских помещений общей площадью не менее 1 000 м2 именно на территории Республики Беларусь.

Проблемные вопросы

Участие государства. Принятые изменения породили ряд вопросов о применении на практике отдельных положений. Наиболее существенной проблемой для частного бизнеса является установление новыми правилами требования о наличии в составе юридических лиц, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной и табачной продукцией, государственного элемента с размером доли (акций) более 25 % уставного фонда. Тем не менее, закрепив такое требование, законодатель на сегодняшний момент не определяет механизм вхождения государства в состав участников (акционеров) действующих субъектов хозяйствования, осуществляющих соответствующий вид деятельности. Например, должно ли вхождение сопровождаться финансированием юридического лица посредством внесения дополнительного вклада в уставный фонд либо принятие в состав участников возможно посредством совершения сделки по купле-продаже доли (акций) с одним из участников (акционеров); каким образом при совершении сделки должна определяться стоимость доли; необходимо ли согласование с антимонопольным органом сделки с долями (акциями) в уставном фонде либо получение иных разрешений (согласований) на участие государственных субъектов в деятельности юридических лиц.

Помимо этого, законодательством не определено, в какой форме может выражаться участие государства в юридическом лице. Так, возникает вопрос, может ли участие государства быть косвенным, допустим, через юридическое лицо, являющееся участником (акционером) соискателя лицензии с определением доли участия по аналогии с правилами, установленными пп. 3–5 ст. 20 НК. Например, будет ли соответствовать лицензионным требованиям соискатель лицензии в случае, если в его составе более чем на 50 % участвует акционерное общество, в котором государству принадлежит 50 % акций (таким образом, в соискателе лицензии доля участия государства составляет более 25 %), либо участие в деятельности юридических лиц должны принимать исключительно республиканские (коммунальные) унитарные предприятия.

Реорганизация лицензиата. Следует обратить внимание, что п. 373 Положения о лицензировании претерпел существенные изменения. Согласно абзацу пятому подп. 1.6 п. 1 Указа № 92 соискатель лицензии на право осуществления оптовой торговли алкогольной продукцией и табачными изделиями в заявлении о выдаче лицензии отражает сведения о периоде осуществления оптовой торговли с указанием даты начала деятельности. При определении продолжительности периода осуществления оптовой торговли учитывается время осуществления оптовой торговли юридическим лицом, в результате реорганизации которого в форме преобразования, слияния, выделения или разделения было создано юридическое лицо — соискатель лицензии. Таким образом, установленное правило предоставляет право субъектам хозяйствования, осуществляющим различные направления деятельности, провести реорганизацию с целью выделения оптовой торговли в самостоятельное направление. При этом стаж осуществления оптовой торговли юридическим лицом, из которого была произведена реорганизация, будет учтен при получении новым субъектом лицензии.

Несмотря на кажущуюся привлекательность вышеуказанной нормы, необходимо обратить внимание на следующую проблему. Министерство торговли Республики Беларусь, руководствуясь п. 69 Положения о лицензировании, занимает позицию, согласно которой юридические лица, созданные в результате реорганизации, вправе претендовать на учет стажа осуществления оптовой торговли реорганизованным юридическим лицом только в случае обращения соискателя лицензии в лицензирующий орган в месячный срок со дня государственной регистрации реорганизации. Поскольку нормы, касающиеся учета стажа, вступают в силу с 1 июля
2015 г., одновременно с иными новыми лицензионными требованиями, это означает, что реорганизованное юридическое лицо, претендующее на получение лицензии, к дате обращения в лицензирующий орган уже должно иметь в составе участников (акционеров) государство с долей (акциями) более 25 % уставного фонда. С учетом вышеизложенного возникает ряд вопросов о целесообразности осуществления реорганизации в таком случае.

Использование складских помещений. В соответствии с абзацами третьим и тринадцатым подп. 1.3 п. 1 Указа № 92 одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии на право осуществления оптовой торговли алкогольной продукцией и табачными изделиями, является наличие складских помещений на территории Республики Беларусь общей площадью не менее 1 000 м2. На практике может возникнуть вопрос, вправе ли организация, имеющая в собственности складские помещения общей площадью 1 000 м2, а также на праве аренды складские помещения общей площадью 700 м2, осуществлять хранение алкогольных напитков, табачных изделий только в складских помещениях, находящихся на праве аренды, фактически не используя собственные складские помещения, при условии, что в лицензии указаны все имеющиеся объекты (как собственные, так и арендуемые).

Законодательством Республики Беларусь не определен порядок использования имеющихся у лицензиата складских помещений, в том числе не предусмотрено, какая часть складских помещений должна использоваться для осуществления оптовой торговли алкогольной и табачной продукцией. Позиция Министерства торговли Республики Беларусь по данному вопросу, исходя из толкования норм абзаца второго подп. 371.1 п. 371 Положения о лицензировании, сводится к тому, что законодательство допускает наличие у лицензиата иных складских помещений, кроме тех, которые установлены для соискателя лицензии, где лицензиат вправе хранить продукцию, в том числе по договорам аренды и хранения. Следовательно, наличие складских помещений, определенных Положением, является лицензионным требованием к лицензиату, не ограничивающим его в хранении указанной продукции в иных складских помещениях, местонахождение которых указано в специальном разрешении (лицензии). Подтверждением наличия складских помещений является внесение сведений о них в Торговый реестр Республики Беларусь. Отметим, что все лицензиаты обязаны обеспечить выполнение новых лицензионных требований и представить в лицензирующие органы информацию об их выполнении до 1 октября 2015 г.

3648 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме