Вы на портале

Последствия придания обратной силы нормам Декрета № 6: можно ли вернуть таможенные платежи?

В фев. 2013 г. организация ввезла в качестве вклада в уставный фонд грузовой автомобиль с гидроманипулятором и прицеп. Ввиду нахождения в сельской местности организация воспользовалась льготой, предусмотренной подп. 1.9 п. 1 Декрета Президента Респ. Бел. от 27.06.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деят. на терр. средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее — Декрет № 6). В 2014 г. таможенные органы посчитали, что, хотя субъектом льготирования выступает коммерческая организация, увеличение ее уставного фонда за счет имущества, приобретенного самой коммерческой организацией, не соответствует требованиям подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6. С организации были взысканы таможенные платежи и пени.

Обновлено
Малиновский Евгений

Адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Технологии и право»

Остапюк Константин
Остапюк Константин

Адвокат Минской городской коллегии адвокатов

7293 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Президентом Республики Беларусь 27.06.2016 принят Декрет № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 2), который вступил в силу с 30.09.2016.

Особенностью Декрета № 2 является распространение действия его отдельных положений на отношения, возникшие в связи с применением подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6, с 01.07.2012.

Это касается положений, изменяющих подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6, которым устанавливались льготы (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость) для коммерческих организаций, расположенных в средних и малых городах, при ввозе определенного имущества в уставный фонд последних.

Первоначально положения об указанной льготе были сформулированы недостаточно ясно и противоречиво, что и привело к вынесению решений о доначислении таможенных платежей, пеней с организаций, которые воспользовались указанной льготой.

В абзаце пятом Декрета № 2, который распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.07.2012, предусмотрено, что для целей применения подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 под вкладом в уставный фонд коммерческой организации понимается в том числе товар, приобретенный этой организацией и внесенный до 01.12.2013 в ее уставный фонд.

Под вкладом в уставный фонд коммерческой организации понимается в том числе товар, приобретенный этой организацией и внесенный до 01.12.2013 в ее уставный фонд.

В этой связи в настоящее время на основании положений Декрета № 2 таможенными органами, принимавшими решения о доначислении сумм таможенных платежей и пеней, были приняты решения об отмене данных решений.

При этом, как правило, в решениях таможенных органов об отмене ранее принятых решений не содержится указания (мотивировки) на то, что они отменяются как незаконные, не соответствующие требованиям законодательства.

Можно ли вернуть взысканные таможенные платежи?

Согласно ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза под излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов понимаются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

В ст. 115 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» закреплено, что излишне взысканная сумма налогов, сборов (пошлин), пени подлежит возврату плательщику, однако указанные суммы не индексируются, пени по ним не начисляются.

Коммерческие организации имеют право на возврат денежных средств, которые были взысканы с них из-за неправильного толкования порядка применения льгот при ввозе имущества для последующего внесения в уставный фонд.

В связи с отменой таможенными органами своих же решений коммерческие организации имеют право на возврат денежных средств, которые были взысканы с них из-за неправильного толкования таможенными органами положений Декрета № 6 в части установления порядка применения льготы при ввозе имущества в уставные фонды коммерческих организаций.

Каков алгоритм возврата взысканных таможенных платежей?

Для возврата излишне взысканных сумм субъекту хозяйствования в срок не позднее 3 лет со дня их взыскания необходимо представить письменное заявление в произвольной форме, в котором указываются:

  • виды и суммы таможенных платежей, на возврат которых претендует субъект хозяйствования;
  • реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены или взысканы;
  • сведения о способе возврата данных сумм (наличными денежными средствами либо в безналичном порядке), банковские реквизиты плательщика (при наличии).

К заявлению нужно также приложить документы, которые подтверждают право субъекта хозяйствования на применение льготы в соответствии с подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6.

Для возврата взысканных платежей необходимо подать в таможенный орган, который осуществил взыскание, заявление в произвольной форме и документы, подтверждающие право на льготу по подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6, в течение 3 лет со дня взыскания.

Заявление и документы необходимо подать в таможенный орган, который осуществил выпуск товаров или совершил либо будет совершать юридически значимые действия. Проще говоря, для возврата излишне взысканных сумм следует обратиться в тот таможенный орган, который осуществил взыскание.

Указанная процедура является бесплатной, а решение о возврате таможенный орган принимает в течение месяца со дня подачи заявления.

Можно ли компенсировать проценты и убытки на суммы взысканных с коммерческой организации платежей?

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено право коммерческой организации на компенсацию процентов и убытков только в случае признания решения таможенного органа недействительным (незаконным) в судебном порядке.

Взыскание процентов, определяемых по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, предусмотрено подп. 3.7 п. 3 ст. 115 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон № 129-З) и связано исключительно с признанием решения таможенного органа недействительным в судебном порядке.

Механизм компенсации убытков установлен в ст. 84 НК. Предусмотрено, что таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам (иным обязанным лицам) вследствие своих незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц.

В случае признания решения недействительным в судебном порядке или отмены решения вышестоящим таможенным органом можно взыскать проценты, а также компенсировать убытки на суммы взысканных платежей.

Таким образом, из содержания вышеуказанных норм следует, что в случае признания решения недействительным в судебном порядке или отмены решения вышестоящим таможенным органом можно взыскать проценты, а также компенсировать убытки.

Что будет в случае отмены решения о взыскании таможенных платежей и пеней самим таможенным органом?

В законодательстве Республики Беларусь отсутствует определение понятия «незаконное решение». В ХПК (гл. 25) урегулировано производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов, должностных лиц. Основанием для принятия решения о признании ненормативного правого акта недействительным является факт установления судом несоответствия законодательству и нарушения тем самым прав и законных интересов лиц.

Таким образом, решение таможенного органа, признанное судом согласно гл. 25 ХПК недействительным, является также и незаконным в силу несоответствия указанного акта законодательству и нарушения прав и законных интересов лиц.

Имеющаяся судебная практика исходит из того, что под незаконным решением таможенных органов понимаются: решения, отмененные вышестоящими таможенными органами; решения, признанные недействительными судами.

Под незаконным решением таможенных органов понимаются: решения, отмененные вышестоящими таможенными органами; решения, признанные недействительными судами.

Таким образом, не вызывает сомнений, что в случае отмены решения судом или вышестоящим таможенным органом данное решение признается незаконным.

Статьей 19 Закона № 129-З предусмотрено, что таможенный орган или его должностное лицо в пределах своих полномочий вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Республики Беларусь решение таможенного органа или его должностного лица.

В подп. 1.15 п. 1 ст. 82 НК закреплено, что налоговые органы и их должностные лица обязаны отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов. А таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в соответствии с п. 1 ст. 83 НК.  То есть реализация права на отмену (изменение) решения самим таможенным органом прямо связана с констатацией факта несоответствия его действующему законодательству.

Не соответствующее законодательству решение = незаконное?

Вышеприведенные аргументы позволяют утверждать, что незаконным будет являться решение, которое не соответствует требованиям законодательства и которое в установленном законодательством порядке было отменено (признано недействительным) как судом или вышестоящим органом, так и самим органом, принявшим решение.

На основании ст. 70 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган, принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.

С принятием Декрета № 2 было дано толкование подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 в части разъяснения порядка действия льготы по таможенным платежам при ввозе имущества для последующего внесения в уставный фонд организаций, поскольку изменения или дополнения в указанные нормы не вносились.

Отмена своего же решения таможенным органом на основании ст. 19 Закона № 129-З является подтверждением его незаконности ввиду несоответствия требованиям законодательства Республики Беларусь.

Последствия отмены незаконных решений самим таможенным органом

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что решения о взыскании сумм, которые принимались таможенными органами по причине неправильного понимания подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6, не соответствовали действовавшему законодательству Республики Беларусь, в связи с чем принятие указанных решений следует рассматривать как принятие незаконных решений. Однако в силу прямого предписания закона без судебного признания недействительным решения таможенного органа невозможно взыскание процентов.

Если таможенный орган сам отменил свое решение, вынесенное ранее, то в силу прямого предписания закона без судебного признания недействительным решения таможенного органа является невозможным взыскание процентов. В то же время право на взыскание убытков, вызванных незаконным списанием денежных средств у коммерческих организаций, может быть реализовано.

В то же время право на взыскание убытков, вызванных незаконным списанием денежных средств у коммерческих организаций, может быть реализовано. Так, например, таможенные органы пытаются возложить на коммерческие организации огромные суммы расходов, связанных с хранением арестованного в счет неисполненных налоговых обязательств имущества, и пеней по вынесенным решениям о взыскании сумм таможенных платежей, которые ими же самими впоследствии отменены.

В такой ситуации считаем, что данные расходы не подлежат возмещению коммерческой организацией вне зависимости от судебного признания решения таможенного органа недействительным.

7293 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме