Вы на портале

Последствия принятия акта, устраняющего противоправность деяния

В отношении организации составлен административный протокол за несогласование норм расхода топлива и энергии (обязанность по согласованию норм расхода топлива предусмотрена подп. 1.3 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 № 1582, а ответственность — частью второй ст. 20.1 КоАП). При этом на момент составления протокола было принято, но еще не вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2016 № 216, которым признано утратившим силу упомянутое выше постановление № 1582. Имеются ли в данном случае основания для прекращения административного процесса?

Обновлено
Гриневич Марианна
Гриневич Марианна

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов, медиатор


2634 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

По общему правилу отмена акта законодательства, устанавливающего обязанность, нарушение которой ранее влекло административную ответственность, является обстоятельством, исключающим административный процесс. Однако в данном случае административный процесс не будет прекращен, поскольку соответствующая обязанность, нарушение которой влечет ответственность, сохранена в другом акте законодательства.

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 9.6 КоАП к обстоятельствам, исключающим административный процесс в отношении юридического лица, в том числе относится принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния. В последнем случае имеется в виду внесение изменений или дополнений не только в КоАП, но и в иные нормативные акты, отменяющие обязанности, нарушение которых ранее влекло административную ответственность.

Согласно части второй ст. 1.5 КоАП акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.

Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением. При наличии указанных обстоятельств суд или орган, ведущий административный процесс, выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении с изложением оснований, исключающих административный процесс.

Таким образом, по общему правилу отмена акта законодательства, устанавливающего обязанность, нарушение которой ранее влекло административную ответственность, является обстоятельством, исключающим административный процесс, и дело об административном правонарушении должно быть прекращено.

Однако в рассматриваемом нами случае отмена соответствующего постановления не может расцениваться в качестве обстоятельства, исключающего административный процесс. Так, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 № 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» (далее — постановление № 1582) было признано утратившим силу с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2016 № 216 «Об утверждении положений по вопросам энергосбережения <…> и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь <…>» (далее — постановление № 216). Вместе с тем постановление № 216, так же как и постановление № 1582, содержит правила, определяющие порядок разработки норм расхода топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР) юридическими лицами, порядок установления норм расхода ТЭР органами государственного управления, а также закрепляет процедуру представления юридическими лицами документов для установления норм расхода ТЭР.

Таким образом, обязанность лиц утверждать в установленном порядке нормы расхода ТЭР сохранилась. Только теперь данная обязанность предусмотрена другим актом законодательства, а именно постановлением № 216. При таких условиях обстоятельства, исключающие административную ответственность, отсутствуют, а следовательно, нет оснований для прекращения производства по административному делу.

2634 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме