Вы на портале

Практические аспекты защиты коммерческой тайны на предприятии

С того момента, как в силу вступили нормы нового Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне», прошло 3 года, за которые в правоприменительной практике сложились определенные подходы к построению систем защиты коммерческой тайны. Принятие положения о коммерческой тайне, подписание с работниками соглашения о неразглашении коммерческой тайны не обеспечат и не гарантируют защиту. Необходимы реально работающие механизмы. Но и в этом случае доказать разглашение информации конкретным работником очень сложно.
Обновлено
Козикова Ирина
Козикова Ирина

Помощник юриста в адвокатском бюро «Боровцов и Салей БИС»

Магистр юридических наук

Знак Максим
Знак Максим

Адвокат, управляющий партнер АБ «Боровцов и Салей»

4745 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее — Закон) коммерческая тайна — это сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.

Напомним, что Законом определены общие требования к сведениям, составляющим коммерческую тайну, урегулированы вопросы режима коммерческой тайны и доступа к коммерческой тайне, охраны коммерческой тайны и ответственности за нарушение законодательства о коммерческой тайне. Систематизированное изложение подходов законодателя в Законе позволило компаниям более четко осознать свои возможности в сфере защиты коммерческой тайны и перевести отношения с работниками и контрагентами на новый уровень.

Внедрение системы защиты коммерческой тайны

В соответствии со ст. 8 Закона для установления режима коммерческой тайны необходимо следующее:

  1. определить состав сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны;
  2. принять меры, необходимые для обеспечения конфиденциальности сведений.

Представляется, что конструирование и внедрение системы защиты информации в компании проходит ряд последовательных этапов, на каждом из которых необходимо учитывать особенности защищаемого объекта и сложность возникающих правоотношений. Остановимся на них более подробно.

Этап 1. Принятие решения о защите информации и подготовительная работа

На данном этапе в первую очередь определяется состав сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, что является главенствующей составляющей построения всей системы защиты, поскольку компания должна четко осознавать, какие именно сведения должны охраняться. Состав сведений, входящих в коммерческую тайну, широко варьируется и определяется исходя из специфики работы компании.

После определения состава сведений подлежит определению круг субъектов для заключения договоров, то есть кто и каким образом может получить или уже имеет доступ к коммерческой тайне. Как правило, субъектами являются работники и контрагенты компании.

Далее осуществляется выбор способов защиты коммерческой тайны, в том числе следует рассмотреть вопрос о маркировке материальных источников коммерческой тайны, а также о защите информации, передаваемой электронными средствами. При определении способов защиты коммерческой тайны необходимо учесть не только юридические, но и технические аспекты и соблюсти оптимальный баланс между минимальным и максимальным наполнением системы защиты.

Выбор компанией «минималистичного» варианта защиты путем воздействия на работников компании исключительно в области трудовых правоотношений (например, только корректировка трудового договора и включение в него раздела о конфиденциальной информации) без заключения с работниками гражданско-правовых договоров может значительно затруднить действенность системы защиты коммерческой тайны. Максимально возможной санкцией при применении такого способа защиты является увольнение работника, что вряд ли сможет служить достаточным сдерживающим фактором.

Практическая ситуация

Рекламное агентство заключает договор на оказание рекламных услуг. В ходе сотрудничества клиент будет передавать рекламному агентству производственную информацию, которая является коммерческой тайной. Обязательным условием клиента является указание в договоре обязательства о неразглашении рекламным агентством и его работниками коммерческой тайны, при этом установлена ответственность за такое разглашение в виде штрафной неустойки и убытков. Какие меры следует предпринять рекламному агентству, чтобы защита коммерческой тайны клиента была эффективной?

При выборе компанией «максимального» варианта защиты стоимость внедрения отдельных технических средств защиты информации может существенно превышать ценность самой коммерческой информации или быть соизмеримой с ней, что автоматически делает такого рода защиту бессмысленной.

Этап 2. Подготовка документов системы защиты коммерческой тайны

Представляется, что на данном этапе необходимо разработать Положение о коммерческой тайне, скорректировать положения трудового договора и должностной инструкции работников, подготовить соглашение о конфиденциальности (для контрагентов) и обязательство о неразглашении (для работников), разработать текст предупредительных надписей для писем и маркеры для материальных объектов. Безусловно, важно, чтобы документы были составлены юридически грамотно.

СОВЕТ

Не рекомендуется принимать в качестве образца документы, которые разрабатывались для принципиально иной системы права — например, в США или Великобритании. Белорусское законодательство имеет свою специфику, и заимствованное из-за рубежа NDA (non-disclosure agreement) может быть не признано судом в случае отсутствия необходимых условий и элементов.

Так, например, в обязательстве о неразглашении коммерческой тайны должны быть определены перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, права и обязанности сторон, порядок доступа работника к данным сведениям, срок действия обязательства, а в соглашении о конфиденциальности — перечень сведений, пределы их использования, срок, в течение которого контрагент обязан обеспечивать конфиденциальность.

Все разработанные документы должны быть адаптированы под деятельность конкретной компании, так как внедрение «типовых» документов не позволит в полной мере обеспечить защиту коммерческой тайны.

Этап 3. Внедрение системы защиты коммерческой тайны и ее поддержание

Необходимо принимать во внимание, что для действенной защиты сведений недостаточно формального документального оформления системы: требуется формирование и развитие корпоративной культуры сохранения конфиденциальности.

При внедрении системы защиты коммерческой тайны недостаточно простого подписания разработанных документов.

На этапе внедрения рекомендуем проводить разъяснительную работу с сотрудниками компании, в ходе которой нужно предоставить информацию о составе сведений, порядке их использования, последствиях несоблюдения установленного порядка использования, в том числе о возможной ответственности за разглашение коммерческой тайны (трудовой, гражданско-правовой, а также административной или даже уголовной).

Кроме того, компания должна самостоятельно принимать меры для защиты коммерческой тайны, а именно: производить маркировку на носителях конфиденциальной информации; ограничивать доступ к конфиденциальной информации; обеспечивать защиту информации, находящейся в электронной форме; обязать сотрудников использовать предупредительную надпись — disclaimer — в электронной переписке при отправке коммерческой информации и т.п.

В целях поддержания системы защиты следует по мере необходимости дополнять состав конфиденциальных сведений, маркировать новые носители коммерческой тайны, проводить оптимизацию и совершенствование системы защиты. Учитывая, что в настоящее время значительная часть подлежащих защите сведений существует в электронной форме (что иногда облегчает их копирование и передачу), компания должна стремиться к идентификации каждого пользователя при доступе в базу данных и документированию его активности при использовании общих ресурсов.

Резюме

Сам по себе факт внедрения режима коммерческой тайны не защищает организацию от возможности ее разглашения со стороны работников либо иных лиц и не может гарантировать их «молчание», однако внедрение режима коммерческой тайны является необходимым условием для обращения за защитой в уполномоченные органы. Без создания необходимой системы мер по защите конфиденциальной информации компания не сможет требовать от других лиц соблюдения каких-либо требований.

Нарушение коммерческой тайны и инициация санкций

О нарушении режима коммерческой тайны может свидетельствовать не только непосредственное разглашение коммерческой тайны, но и такие действия, как: несанкционированный доступ к коммерческой тайне, отсутствие маркировки (в случае если работник был обязан обеспечить надлежащую маркировку), оставление конфиденциальных документов в общедоступных местах, невнесение конфиденциальной информации в соответствующий раздел программы (если для защиты коммерческой тайны используются соответствующие технические средства), иные действия, создающие угрозу нарушения режима коммерческой тайны. По каждому нарушению следует принимать соответствующие меры для обеспечения, в первую очередь, превентивной функции и недопущения повторных нарушений.

В случае, если нарушение является незначительным и допущено штатным работником, компании следует затребовать объяснения и оформить привлечение к дисциплинарной ответственности, провести повторное разъяснение для исключения будущих нарушений. Лицам, с которыми заключен гражданско-правовой договор, при незначительных нарушениях стоит направить официальное письменное уведомление, а в случае если контрагент является исполнителем, обслуживающим деятельность компании, — провести дополнительную встречу для разъяснения требований к защите коммерческой тайны.

Если все же произошло разглашение или иное существенное для компании нарушение режима коммерческой тайны, то в зависимости от вида нарушения и вида объекта, в отношении которого нарушение допущено, можно ставить перед компетентными органами (судом, органами МВД, прокуратуры и т.п.) вопрос о привлечении субъекта к ответственности (гражданско-правовой в соответствии с договором и законодательством, административной или уголовной).

Рассмотрим две наиболее типичные ситуации с применением трудовых и гражданско-правовых последствий.

Ситуация первая: с работником заключен трудовой договор, в котором есть раздел о коммерческой тайне. На предприятии введен режим коммерческой тайны, однако гражданско-правовой договор (обязательство о неразглашении коммерческой тайны) с работником не заключен.

Максимально строгой санкцией для данного случая является увольнение по п. 6 ст. 47 ТК. Теоретически возможно применение материальной ответственности.

В рассматриваемой ситуации возможность получить имущественную компенсацию ограничивается материальной ответственностью работника и, соответственно, лишь доказанным реальным ущербом. В случае разглашения коммерческой информации наличие реального ущерба, как правило, недоказуемо, а даже если он и имеется, то его размер ничтожно мал.

Анализируя судебную практику по делам об увольнении работников по п. 6 ст. 47 ТК, также можно выявить определенные тенденции. Так, например, факт копирования информации работником на его личную флеш-карту либо пересылка информации самому себе на электронную почту не признаются судом разглашением коммерческой тайны. Суд отклоняет доводы нанимателей о том, что данная информация может быть впоследствии передана третьим лицам, и требует четких доказательств непосредственно факта разглашения информации.

Ситуация вторая: с лицом заключен гражданско-правовой договор. Компании стало известно о факте разглашения коммерческой тайны.

В указанной ситуации возможно привлечение лица к гражданско-правовой ответственности. Допускается взыскание неустойки в размере, определенном договором (как правило, в виде штрафа), и убытков (как реального ущерба, так и упущенной выгоды).

Само доказывание факта разглашения так же, как и в вышеописанном случае из практики трудовых правоотношений, представляется затруднительным, поскольку у компании в большинстве случаев просто отсутствуют достоверные доказательства, позволяющие четко определить, кто именно, каким образом, когда и какие сведения разгласил.

При доказанности факта разглашения и наличии в договоре условия о неустойке имеются основания говорить хотя бы о «начальной точке отсчета» санкций.

В случае, если речь идет о взыскании убытков, представляется, что судебная защита коммерческой тайны осложнена процессом доказывания причинно-следственной связи между разглашением сведений, ее составляющих, и наступившими убытками. При этом нужно учитывать, что разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, может повлечь неблагоприятные экономические последствия для компании не сразу, а в будущем, что на практике ставит под сомнение вопрос о возможности применения санкций к нарушителю в такой ситуации.

Резюме

В связи с тем, что применение санкций к нарушителю, скорее всего, не позволит в полной мере компенсировать негативный эффект от разглашения информации, важно сконструировать и внедрить систему защиты коммерчески ценной информации таким образом, чтобы избежать в последующем обращения за судебной защитой.

4745 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме