Вы на портале

Практика привлечения к административной ответственности за неуплату обязательных страховых взносов

В административном законодательстве существует проблема неоднозначного определения субъекта административной ответственности. Так, формулировки некоторых статей КоАП порождают различные мнения относительно того, кого необходимо привлекать к ответственности — организацию или соответствующее должностное лицо. Ярким примером может служить такой состав, как неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных взносов в ФСЗН (ст. 11.54 КоАП).

Обновлено
Грибко Александр

юрист ИК «Пиксель Инвестментс»

8779 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В процессе осуществления своей деятельности юридические лица в силу различных обстоятельств, зачастую носящих экономический характер (например, дебиторская задолженность контрагентов), могут допустить неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — обязательные взносы), которые предусмотрены Законом Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — Закон о страховых взносах).

В свою очередь, в соответствии со ст. 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных взносов влекут наложение штрафа в размере от 7 до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере 20 % от неуплаченной суммы указанных взносов.

 Обратим внимание на то, что формулировка санкции вышеупомянутой статьи КоАП порождает различные мнения относительно того, кто является субъектом административного правонарушения. Поскольку ст. 11.54 КоАП не содержит прямого указания на должностное лицо организации как субъект правонарушения, попробуем разобраться в том, может ли оно быть привлечено к административной ответственности за неуплату (неполную уплату) обязательных взносов.

Сложившаяся практика

Позиция органов Фонда социальной защиты.

В случае обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты обязательных взносов юридическим лицом органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — органы Фонда социальной защиты), уполномоченные Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 11.54 КоАП, составляют сразу два протокола по одному факту административного правонарушения — в отношении юридического лица и его руководителя (должностного лица юридического лица).

При этом в протоколах указывается, что нарушены ст. 2 Закона о страховых взносах, пп. 4, 11, 12, 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов <…>, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40.

Позиция суда.

Позиция суда относительно субъектов административного правонарушения идентична позиции органов Фонда социальной защиты: двумя постановлениями суд налагает штраф на юридическое лицо, а также на соответствующее должностное лицо.

Суд сводит обоснование привлечения к ответственности руководителя юридического лица к следующему:

  1. отсутствие в санкции ст. 11.54 КоАП указания на лицо, конкретный субъект административного правонарушения (в части наложения штрафа в размере от 7 до 30 базовых величин).
    По мнению суда, после внесения изменений в ст. 11.54 КоАП* субъектный состав рассматриваемого правонарушения был расширен за счет исключения указания на лицо, конкретный субъект административного правонарушения (в части наложения штрафа в размере от 7 до 30 базовых величин). До принятия Закона о страховых взносах формулировка санкции ст. 11.54 КоАПсодержала указание на субъекты административного правонарушения (индивидуальный предприниматель и юридическое лицо);

    * Изменения были внесены Законом Республики Беларусь от 10.01.2015 № 243-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

  2. п. 7 ст. 4.8 КоАП устанавливает, что наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Резюме.

Сложившаяся практика органов Фонда социальной защиты и суда в части привлечения к административной ответственности за неуплату или неполную уплату обязательных взносов по ст. 11.54 КоАП исходит из того, что должностное лицо организации (наравне с юридическим лицом) является субъектом указанного правонарушения.

Анализ норм законодательства

Учитывая, что диспозиция ст. 11.54 КоАП не называет субъектов административного правонарушения, а санкция указанной статьи прямо не выделяет специальный субъект — должностное лицо юридического лица, попробуем установить, является ли должностное лицо субъектом административного правонарушения по ст. 11.54 КоАП.

Можно предположить, что положение п. 7 ст. 4.8 КоАП «ассоциирует» два субъекта — юридическое лицо и должностное лицо юридического лица, устанавливая одновременную ответственность для таких субъектов по статьям, где поименован (в диспозиции или санкции) хотя бы один субъект. Данная мысль в целом отражает позицию органов Фонда социальной защиты и суда в отношении ст. 11.54 КоАП.

Однако в Особенной части КоАП существует большое количество статей, по которым:

  1. в диспозиции статьи юридическое лицо и должностное лицо юридического лица указаны отдельно (например, ст. 9.14 и 9.19 КоАП);
  2. ответственность установлена только для должностных лиц юридического лица, но не для самого юридического лица (например, ст. 11.5 и 11.6 КоАП).

Учитывая, что в гл. 4 КоАП, касающейся условий и принципов административной ответственности, нет статьи, исключающей административную ответственность должностного лица при отсутствии прямого указания на такое лицо в диспозиции или санкции статьи КоАП, рассмотрим применение в такой ситуации аналогии закона.

В соответствии с п. 2 ст. 4.8 КоАП юридическое лицо несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП. Данное положение видится отражением принципа законности. Аналогично должностное лицо юридического лица несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП.

Более того, как было указано выше, по многим статьям КоАП установлена ответственность только для должностного лица юридического лица, но не для самого юридического лица.

На основании вышеизложенного в отношении ст. 11.54 КоАП должен применяться следующий принцип: к ответственности привлекается лицо, на которое отраслевым (регулирующим уплату обязательных взносов) законодательством Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать обязательные взносы, то есть плательщик обязательных взносов.

Статьей 1 Закона о страховых взносах установлено, что плательщиками обязательных взносов являются, например, работодатели — юридические лица; работающие граждане — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам; физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы; Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». Как видно, должностных лиц в данном перечне нет.

На наш взгляд, в случае умышленной неуплаты должностным лицом юридического лица обязательных страховых взносов и привлечения юридического лица к ответственности по ст. 11.54 КоАП в отношении такого руководителя могут быть применены только положения трудового законодательства о привлечении к материальной (возмещение суммы штрафа) и дисциплинарной (вплоть до увольнения) ответственности.

Резюме.

Юридическое лицо и его должностное лицо являются самостоятельными субъектами административного правонарушения. Данные субъекты могут быть привлечены к ответственности за одно правонарушение лишь при условии, что диспозиция либо санкция соответствующей статьи КоАП содержат указание на соответствующий субъект.

Проблема однозначного определения субъекта административной ответственности характерна не только для ст. 11.54 КоАП. Также должностное лицо не выделено как специальный субъект, например, в п. 3 ст. 11.2, ст. 11.3, п. 5 ст. 11.17 КоАП и других статьях Кодекса. В связи с этим разработанные нами предложения по усовершенствованию законодательства касаются всех статей КоАП, не выделяющих должностное лицо юридического лица как субъект административного правонарушения.

Для внесения ясности в вопрос определения субъекта административного правонарушения предлагаем:

  1. внести изменения в принцип нормативного закрепления ответственности для должностного лица юридического лица в статьи КоАП, по которым должна быть установлена ответственность должностного лица (например, как в рассматриваемой ст. 11.54), а именно включить в санкции таких статей указание на специальный субъект — должностное лицо. Например, санкция ст. 11.54 КоАП может быть изложена в следующем виде: «влекут наложение на физическое лицо или должностное лицо юридического лица штрафа в размере от 7 до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере 20 % от неуплаченной суммы указанных взносов»;
  2. п. 2 ст. 4.8 КоАП изложить в следующей редакции: «Юридическое лицо (должностное лицо юридического лица) несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса».

В заключение отметим, что было бы рациональным до внесения предлагаемых изменений в КоАП не составлять протоколы в отношении должностного лица организации за неуплату или неполную уплату обязательных взносов по ст. 11.54 КоАП. В противном случае рекомендуем оспаривать указанные протоколы в судебном порядке, ссылаясь на то, что в составе рассматриваемого административного правонарушения отсутствует такой важный элемент, как его субъект.

8779 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№9, сентябрь 2015
3272