Вы на портале

Правомерность изменения договора, заключенного по результатам государственной закупки

Если договор заключался по итогам проведенных государственных закупок, то внести в него изменения будет не так-то просто. Законодательством о государственных закупках установлен запрет на внесение изменений в основные условия такого договора, даже если обе стороны не против это сделать. Вместе с тем при наличии определенных условий законодатель позволяет изменить договор.

Кашин Роман
Кашин Роман

Юрист

4259 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ситуация: Между учреждением здравоохранения «Б» (заказчик) и обществом с дополнительной ответственностью «К» (исполнитель) по итогам государственной закупки был заключен договор на оказание услуг по уборке помещений учреждения здравоохранения (далее — договор).
Перечень услуг был изложен в приложении к договору. Общая цена услуг, согласно приложению, составляла 240 тыс. руб.
В ходе исполнения договора у заказчика возникла необходимость в оказании исполнителем дополнительной услуги, не включенной в приложение к договору. Услуга представляла собой прием и выдачу посетителям медицинского учреждения ключей от шкафчиков для хранения вещей.
Исполнитель согласился оказывать эту услугу, но за дополнительную плату в размере
24 тыс. руб., предложив заключить дополнительное соглашение к договору. Заказчик согласился с ценой дополнительной услуги, но предложил заключить отдельный договор, поскольку договор, заключенный по результатам государственной закупки, по его мнению, изменить нельзя.

Вопрос: Как сторонам правильно оформить договорные отношения на оказание дополнительной услуги? 

Правомерность заключения дополнительного соглашения

Согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. 

Исключения из указанного ограничения определяются ч. 2 ст. 25 Закона о госзакупках, а также Советом Министров Республики Беларусь. 

В соответствии с подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395) допускается изменение условий договора в том числе в случае увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорцио­нально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого увеличения.

Справочно.
При обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор (ч. 2 ст. 25 Закона о госзакупках).

На первый взгляд, можно предположить, что исполнитель был прав, предложив ограничиться дополнительным соглашением к уже заключенному договору. Поскольку объем услуг с учетом дополнительной услуги вырос на 10 %, что не является нарушением предела, установленного постановлением № 395. 

Вместе с тем стороны не обратили внимания, что в рассматриваемой ситуации речь идет не об увеличении объема услуг, а об изменении предмета договора путем дополнения его новым видом услуг.

В соответствии со ст. 402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. 

Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респуб­лики Беларусь от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» определено, что одним из существенных условий договора является условие о предмете договора, а именно — наименование передаваемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги. По смыслу ст. 733 ГК, предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика. Поэтому в рассматриваемой ситуации виды услуг, перечисленные в приложении к договору на возмездное оказание услуг, выступают как предмет данного договора.

Услуги по уборке помещений относятся к деятельности, включенной в раздел 81 код ОКРБ 812110200 «Услуги по уборке внутренних помещений» Общегосударственного классификатора Республики Беларусь, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Рес­публики Беларусь от 28.12.2012 № 83. 

Услуги по выдаче-приему посетителям ключей от шкафчиков для хранения вещей не включены в услуги по уборке помещений и относятся к другим видам деятельности. Так, например, услуги в части выдачи и приема ключей могут быть отнесены к разделу 82 код ОКРБ 821110000 «Услуги комплексные офисные административные».

Справочно.
ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» утвержден и введен в действие с 01.01.2016 постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83.
ОКРБ 007-2012 предназначен для классификации и кодирования продукции (работ, услуг) для целей государственной статистики, используется в том числе при проведении государственных закупок.

В то же время в подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 речь идет исключительно об увеличении объема услуг по отношению к объему соответствующих услуг, предусмотренному договором при его заключении. То есть постановлением № 395 допускается увеличить объем только тех услуг, которые выступали предметом договора, заключенного по итогам государственной закупки. Расширение же перечня услуг по отношению к перечню, предусмотренному договором, заключенным по результатам государственной закупки, представляет собой не увеличение объема услуг, а изменение перечня таких услуг, что в итоге является изменением предмета договора.

Вывод:
Изменение заключенного по результатам государственной закупки договора на оказание услуг путем внесения в него нового вида услуг, независимо от цены, противоречит действующему законодательству о государственных закупках. А именно — ст. 25 Закона о госзакупках и подп. 1.8 п. 1 постановления № 395.
Дополнительное соглашение можно было бы заключить только в случае увеличения объема указанных в приложении услуг (предмета договора), но не более чем на 15 % от цены (до 36 тыс. руб.). При этом необходимо было бы представить обоснование такого увеличения.

Правомерность заключения отдельного договора

Согласно ст. 1 Закона о госзакупках к государственным закупкам относится приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств. 

Поскольку учреждение здравоохранения является бюджетной организацией и услуги приобретаются за счет средств, выделенных бюджетом, то заключение договора возмездного оказания услуг должно проводиться в рамках требований законодательства о государственных закупках.

Справочно.
Согласно п. 8 ст. 12.9 КоАП приобретение заказчиком (организатором) товаров (работ, услуг) без проведения предусмотренных законодательством процедур государственных закупок влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах).

Годовая потребность товаров (работ, услуг) — это все товары (работы, услуги), включенные заказчиком в годовой план государственных закупок, подлежащие закупке в текущем финансовом году. 

Исходя из содержания п. 2 ст. 49 Закона о госзакупках и п. 9 приложения к Закону о госзакупках, при закупке работ (услуг) на сумму до 300 базовых величин (11 100 руб. по состоянию на 01.06.2023) возможно применение процедуры закупки из одного источника. 

При сумме договора свыше 11 100 руб. процедура закупки определяется Законом о госзакупках. 

Вывод: 
Заключение отдельного договора на новый вид услуг возможно только путем проведения государственной закупки с выбором процедуры исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности данной услуги, внесенной в годовой план государственных закупок, и других условий, предусмотренных действующим законодательством о государственных закупках.

Резюме
1. Внесение изменений в договор, заключенный по результатам государственной закупки, в виде увеличения объема услуг возможно только в случае, если увеличивается объем тех услуг, которые составляли предмет договора. При этом их объем не может быть увеличен более чем на 15 %.
2. Заключение договора на дополнительные услуги, не являющиеся предметом договора по уже проведенной процедуре закупки, с участием бюджетной организации — заказчика возможно только в соответствии с Законом о госзакупках в зависимости от ориентировочной стоимости годовой потребности аналогичных услуг, а значит после проведения отдельной процедуры закупки.

4259 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме