Ответ: Вправе, при соблюдении определенных условий.
Юридические лица вправе передать все или часть своих полномочий иным лицам (физическим и юридическим) путем выдачи доверенности либо заключения соответствующего договора, например договора доверительного управления имуществом. На практике в большинстве случаев полномочия иному лицу (в рассматриваемой ситуации – физическому лицу) передаются доверителем именно путем выдачи доверенности. Согласно п. 1 ст. 186 ГК доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое с учетом требований ст. 186 ГК одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Аналогичные положения содержатся в ст. 185 ГК РФ.
При этом, по нашему мнению, следует учитывать, что действия физического лица по представлению интересов юридического лица — нерезидента, имеющие постоянный характер, при определенных обстоятельствах могут расцениваться контролирующими органами как незаконная предпринимательская деятельность.
Кроме того, согласно ст. 221 Закона Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании» (далее — Закон о лицензировании) деятельность по представлению интересов юридических лиц перед третьими лицами от их имени в процессе переговоров за вознаграждение относится к юридическим услугам. Указанный вид деятельности лицензируется и осуществляется юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, и индивидуальными предпринимателями (ст. 222 Закона о лицензировании).
На наш взгляд, действия физического лица по представлению интересов юридического лица — нерезидента на основании доверенности не всегда являются услугой и могут заключаться в совершении действий на основании доверенности и не основываться на гражданско-правовом договоре. Так, по смыслу ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК, если выполняемые физическим лицом на основании доверенности юридического лица – нерезидента действия не направлены на систематическое получение прибыли от совершаемых сделок, то состав административного правонарушения отсутствует.
В свою очередь в ряде случаев в законодательстве могут быть установлены дополнительные ограничения, связанные с представлением интересов юридического лица. К примеру, при разрешении в суде споров, вытекающих из участия в хозяйственном обществе, представитель участника — юридического лица должен соответствовать требованиям, установленным процессуальным законодательством. Так, в судах, в органах принудительного исполнения интересы юридического лица может представлять руководитель или иной работник юридического лица по доверенности, а также адвокат. Иное третье лицо, не состоящее в штате организации, не вправе представлять интересы юридического лица в указанных органах (ч. 2 ст. 76 ХПК, ч. 4 ст. 20 Закона об исполнительном производстве, п. 1 ст. 4.4 ПИКоАП).
Таким образом, если представитель получает вознаграждение за представление интересов юридического лица перед третьими лицами, такой представитель в Республике Беларусь должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и иметь специальное разрешение (лицензию) на оказание юридических услуг. При этом в случае каких-либо споров между участниками хозяйственного общества, которые могут стать предметом судебного разбирательства, целесообразно выдавать доверенность на представление интересов участника хозяйственного общества адвокату или работнику юридического лица, который сможет в дальнейшем быть представителем этого юридического лица в суде.