- Вопрос: Какой срок ответа на претензию имеет приоритет: установленный в законодательстве или согласованный сторонами в договоре?
- Вопрос: Если контрагент отказал в удовлетворении претензии со ссылкой на ее несоответствие законодательству, какое исковое требование заявлять в суд: о признании претензионного порядка соблюденным или в рамках поданного искового заявления обосновать соблюдение претензионного порядка?
- Вопрос: Применяются ли общие правила исчисления сроков исковой давности в случае возникновения задолженности по жилищно-коммунальным платежам?
- Вопрос: В системе Автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее — АИС ИДО) находятся требования о взыскании задолженности по судебным приказам в отношении должника — юридического лица. Организация функционирует, не находится в процессе ликвидации, однако дебиторская задолженность не погашена. Как поступить в такой ситуации?
Вопрос: Какой срок ответа на претензию имеет приоритет: установленный в законодательстве или согласованный сторонами в договоре?
Ответ: Действует срок, который согласован сторонами в договоре.
Согласно принципу свободы договора стороны вправе определять условия договора по своему усмотрению. При этом данные условия должны соответствовать законодательству. Как следствие, изменять договором условия, которые определены в законодательстве, допускается, только если норма является диспозитивной.
Срок ответа на претензию определен приложением к ХПК. Он составляет один месяц со дня получения претензии (п. 6 приложения к ХПК). Однако иной срок может быть определен законодательством или договором. Таким образом, ввиду диспозитивности нормы стороны договором могут установить иной срок ответа на претензию, и применению подлежит именно срок, согласованный сторонами.
Вопрос: Если контрагент отказал в удовлетворении претензии со ссылкой на ее несоответствие законодательству, какое исковое требование заявлять в суд: о признании претензионного порядка соблюденным или в рамках поданного искового заявления обосновать соблюдение претензионного порядка?
Ответ: Соблюдением претензионного порядка является направление претензии должнику и получение на нее ответа либо истечение срока, установленного для ответа.
Претензия должна быть направлена по адресу места нахождения организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) либо места жительства, места пребывания или места работы индивидуального предпринимателя или гражданина, если он фактически не проживает по указанному адресу (п. 12 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»). При этом содержание претензии должно соответствовать требованиям, установленным приложением к ХПК.
Доказательствами соблюдения претензионного порядка являются копия претензии, ответ на претензию (если предоставлен), квитанция об отправке претензии, уведомление о вручении почтового отправления или возврате письма «за невостребованием» или в связи с «выбытием адресата».
Таким образом, доводы должника не являются препятствием для подачи заявления в суд в рамках искового производства. В исковом заявлении указывается на соблюдение претензионного порядка с приложением соответствующих доказательств, а затем данный факт (в случае его оспаривания ответчиком) обосновывается в ходе судебного разбирательства.
Вопрос: Применяются ли общие правила исчисления сроков исковой давности в случае возникновения задолженности по жилищно-коммунальным платежам?
Ответ: Да, срок исковой давности начинает течь с момента просрочки оплаты.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 201 ГК).Срок оплаты коммунальных платежей установлен законодательством — за истекший месяц не позднее 25-го числа следующего за ним месяца (ст. 31 ЖК). Следовательно, срок исковой давности начинается течь со следующего дня после истечения срока для оплаты, то есть с 26-го числа.
Вопрос: В системе Автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее — АИС ИДО) находятся требования о взыскании задолженности по судебным приказам в отношении должника — юридического лица. Организация функционирует, не находится в процессе ликвидации, однако дебиторская задолженность не погашена. Как поступить в такой ситуации?
Ответ: Необходимо отозвать платежное требование о взыскании задолженности из АИС ИДО и обратиться в отдел принудительного исполнения для возбуждения исполнительного производства.
Взыскатели вправе отозвать из АИС ИДО свои платежные требования, приостановить их исполнение, изменить реквизиты получателя, уменьшить сумму неисполненных денежных обязательств (ч. 4 п. 8 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов»).
Если списание задолженности не производится, необходимо подготовить заявление на возврат платежного требования из банка. Банк возвращает исполнительный документ с отметкой о его неисполнении. Оригинал исполнительного документа с заявлением о возбуждении исполнительного производства направляется в орган принудительного исполнения по месту нахождения должника, где судебный исполнитель возбуждает производство и предпринимает меры по взысканию задолженности после истечения срока для добровольного погашения долга.
по теме