Дарья Домбровская-Беляева,
начальник юридического отдела юридической группы «Беляевы и партнеры»
Вопрос: Важны ли сведения об известности товарного знака (далее — ТЗ) в РФ (любой другой стране мира), первоначально зарегистрированного в РФ (любой другой стране мира), при признании общеизвестным в Беларуси?
Ответ: Да, важны, но как дополнительные доказательства.
Важность признания ТЗ или обозначения общеизвестным в Республике Беларусь обусловлена следующим:
1. Общеизвестный товарный знак усиливает правовую охрану от имитаторов и подражателей в непрофильных товарных группах, так как охраняется без ограничения по товарам и услугам.
2. Престиж (подтверждение известности и узнаваемости бренда).
3. Правовая охрана действует, пока сохраняется общеизвестность.
4. С учетом преимуществ итоговые затраты относительно невысоки.
Отдельно можно определить важность признания ТЗ или обозначения общеизвестным. Во-первых, общеизвестный товарный знак не нужно продлевать каждые 10 лет (правовая охрана действует, пока не будет отменено признание общеизвестным). Во-вторых, общеизвестные товарные знаки фактически получают охрану для всех товаров и услуг. Поэтому нарушением исключительных прав владельца общеизвестного товарного знака признается использование без разрешения третьими лицами этого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных и неоднородных товаров.
Теперь рассмотрим аспекты сбора сведений о степени известности ТЗ.
Сведения о степени известности ТЗ или обозначения, используемого в качестве ТЗ, являются обстоятельствами, на основании которых (помимо прочего) можно сделать вывод, что ТЗ или обозначение, используемое в качестве ТЗ, стало широко известным на заявленную дату. Данная информация может быть предоставлена в виде результатов опроса потребителей товаров, проведенного независимым лицом (социологическое исследование). Но соцопрос не является единственным и обязательным доказательством. Доказать степень известности также можно документами, подтверждающими большой объем производства и реализации товаров, широкий охват потребителей (например, большая фирменная торговая сеть), регулярное проведение рекламных акций с широким охватом потенциальных потребителей и т.д.
Формируя доказательства для Апелляционного совета при Национальном центре интеллектуальной собственности, необходимо держать фокус на использовании обозначения или ТЗ на территории Республики Беларусь, понимая, что остальные сведения носят факультативный характер.
Обращение в Апелляционный совет о признании ТЗ общеизвестным требует сбора качественной доказательственной базы. Сведения об общеизвестности в любой стране мира будут являться дополнительным, а не основным доказательством. Они могут быть представлены для усиления позиций, но рассчитывать только на них не стоит. Дела о признании ТЗ общеизвестными сложные, и это связано в первую очередь с возможными правовыми последствиями.
Общеизвестным можно признать не только ТЗ (обозначение, которому предоставлена правовая охрана патентным органом), но также обозначение, которое ТЗ не является.
Выделим два критерия:
1) интенсивность использования;
2) известность на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 17-1 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII (в ред. от 09.01.2023) «О товарных знаках и знаках обслуживания»).
При обращении за признанием общеизвестным именно ТЗ можно самостоятельно выбрать дату, на которую требуется установить факт. Например, вы зарегистрировали товарный знак 01.01.2024, а активно использовали его на несколько лет раньше — следовательно, можно обратиться за признанием ТЗ общеизвестным с любой более ранней даты (допустим, с 01.01.2020). Это значит, что ваша «дата приоритета» сдвинется и теоретически возможно оспорить все регистрации, сходные с вашим общеизвестным знаком, которые были проведены после 01.01.2020. Иногда клиентов привлекает факт установления более ранней даты признания ТЗ общеизвестным, но следует объективно оценивать имеющуюся доказательственную базу.
Полагаем необходимым выделить важность сбора доказательств, подтверждающих информацию об обстоятельствах, на основании которых можно сделать вывод, что ТЗ или обозначение, используемое в качестве ТЗ, стали широко известными ранее даты регистрации ТЗ (подп. 14.4 п. 14 Положения о порядке подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2020 № 499). К таким доказательствам относятся:
1. Информация о степени известности ТЗ или обозначения среди потребителей (потенциальных потребителей). Обычно подтверждается соцопросом.
2. Дата начала использования.
3. Объем и регион реализации товаров, выполнения работ и (или) оказания услуг на территории Республики Беларусь.
4. Положение правообладателя на рынке в определенном секторе экономики.
5. Продолжительность, интенсивность осуществления любой деятельности по продвижению ТЗ или обозначения (все виды рекламы, при этом подтверждать необходимо, представляя юридические документы на продвижение и дополнительно копии самих рекламных материалов).
6. Информация о продолжительности и количестве регистраций ТЗ в странах мира в степени, в какой эти сведения отражают использование или известность этого знака.
7. Информация о признании ТЗ или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестными в иностранных государствах товарными знаками, в том числе в стране происхождения ТЗ или обозначения, используемого в качестве ТЗ, либо в стране владельца ТЗ или обозначения, используемого в качестве ТЗ.
8. Информация о стоимости ТЗ или обозначения, используемого в качестве ТЗ (подтверждается заключением оценщика).
Валентин РАЧКОВСКИЙ,
управляющий партнер ООО «БелБренд Консалт», патентный поверенный Республики Беларусь, евразийский патентный поверенный
Вопрос: Является ли обязательным наличие результатов социологического исследования известности товарного знака при подаче заявления о признании такого знака общеизвестным?
Ответ: Нет, результаты социологического исследования ‒ одно из возможных, но не обязательных доказательств.
По заявлению лица, поданному в Апелляционный совет, его товарный знак или обозначение, используемое в качестве товарного знака, могут быть признаны общеизвестным в Республике Беларусь товарным знаком (далее ‒ общеизвестный товарный знак) и зарегистрированы, если эти товарный знак или обозначение в результате интенсивного использования заявителем стали на указанную в заявлении дату широко известны в Республике Беларусь среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя (п. 1 ст. 17-1 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания»).
Особенности доказывания общеизвестности товарного знака урегулированы Положением о порядке подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2020 № 499 «О рассмотрении жалоб, возражений, заявлений Апелляционным советом при патентном органе» (далее – Положение).
Так, заявителю в обязательном порядке необходимо приложить к заявлению информацию об обстоятельствах, на основании которых можно сделать вывод, что товарный знак стал широко известным (подп. 14.4 п. 14 Положения). Данная информация должна быть представлена сведениями, состав которых заявитель определяет самостоятельно.
Однако заявителю целесообразно ориентироваться на содержащийся в подп. 14.4 п. 14 Положения перечень сведений, который основан на обобщении предшествующей практики рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе дел об общеизвестности товарных знаков.
Среди возможного (то есть необязательного) средства доказывания в данном контексте упомянуты результаты опроса потребителей товаров, проведенного независимым лицом. В подавляющем большинстве случаев это и будет отчет о социологическом исследовании. Независимость проводящего опрос лица указывает на то, что приоритет в оценке будет отдаваться аналитике не самого заявителя, а иного лица, в качестве которого можно рекомендовать социологические лаборатории, имеющие опыт таких исследований, отчеты о которых уже представлялись Апелляционном совету при патентном органе и были положены в основу выводов о широкой известности. Степень известности может подтверждаться и другими доказательствами: результатами республиканских конкурсов, наградами и др. Конкурсы и награждение могут, например, сопровождаться опросом потребителей.