Ответ: Можно. Особенности продажи зависят от стоимости имущества и количества акций, принадлежащих государству.
При продаже открытым акционерным обществом (далее – ОАО) принадлежащего ему имущества прежде всего необходимо – выяснить, будет ли данная сделка относиться к крупным сделкам.
Крупной сделкой ОАО является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, влекущих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения ОАО прямо либо косвенно денежных средств и (или) иного имущества, стоимость которого составляет 20 и более процентов балансовой стоимости активов этого общества.
Крупные сделки ОАО могут совершаться по решению общего собрания его участников (акционеров), если иное не предусмотрено уставом общества или Президентом Республики Беларусь (ст. 58 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», далее – Закон о хозобществах).
Уставом ОАО может быть определено, что в целях отнесения сделки к крупным сделкам стоимость активов общества должна определяться на основании независимой оценки на первое число месяца, в котором совершается сделка. В этом случае сумма сделки должна сопоставляться со стоимостью активов, определенной на основании независимой оценки.
Если 50 и более процентов акций акционерного общества принадлежит государству, то при отчуждении имущества рекомендуется руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2022 № 330 «О распоряжении имуществом», хотя прямого указания об этом в законодательстве нет.
В соответствии с п. 1 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 (далее – Положение № 615), объектом гражданских прав, подлежащим оценке, является в том числе имущество, принадлежащее субъекту хозяйствования.
Проведение оценки стоимости имущества является обязательным:
1) при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах;
2) при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств;
3) при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица;
4) при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности;
5) при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества;
6) в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Обязательная оценка может быть внутренней или независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка стоимости должна быть только независимой (п. 21 Положения № 615).
Внутренняя оценка производится силами своих сотрудников, а при внешней оценке заключается договор со сторонним исполнителем (организацией или ИП).
ОАО самостоятельно определяет порядок продажи имущества и может воспользоваться следующими вариантами:
1) проведение торгов в форме аукциона (конкурса);
2) непосредственное заключение договора купли-продажи, минуя аукционы и конкурсы.
Исходя из сложившейся практики проверок контролирующих органов, хозяйственным обществам при продаже принадлежащего им имущества целесообразно придерживаться рыночной оценки его стоимости, которая и будет являться договорной стоимостью. Такой подход исключит возможные проблемы в виде доначисления налогов в порядке ст. 33 НК.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Если стоимость киоска соответствует 20 и более процентам балансовой стоимости активов ОАО, то для совершения сделки потребуется решение общего собрания ОАО.
2. Если 50 и более процентов акций ОАО принадлежит государству, то рекомендуется провести оценку стоимости отчуждаемого имущества, с тем чтобы цена продажи соответствовала оценке.