Содержание:
Какие товары относятся к бывшим в употреблении
Согласно абз. 2 п. 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее — Правила № 703), под бывшими в употреблении непродовольственными товарами (далее — б/у товары) понимаются:
- непродовольственные товары, имеющие видимые признаки носки, стирки, эксплуатации;
- непродовольственные товары надлежащего качества с сохранением товарного вида, потребительских свойств без товарных ярлыков (этикеток), если их наличие предусмотрено изготовителем;
- непродовольственные товары, принятые по договорам комиссии от граждан.
Как указано в письме Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.10.2022 № 20-02/40К «О применении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713», к б/у товарам относятся также восстановленные товары. Например, узлы и агрегаты транспортных средств.
Непродовольственные товары, размещаемые в витринах торговых объектов в качестве образцов товаров, которые сохранили товарный вид, потребительские свойства и имеют товарные ярлыки, не относятся к б/у товарам (абз. 2 п. 2 Правил № 703).
Пунктом 74 Правил № 703 определен перечень б/у товаров, которые не подлежат продаже, даже если они сохранили товарный вид и потребительские свойства. К таким товарам относятся:
- предметы личной гигиены;
- изделия медицинского назначения;
- парфюмерно-косметические товары;
- товары бытовой химии;
- изделия швейные и трикотажные бельевые;
- чулочно-носочные изделия;
- корсетные изделия;
- товары для новорожденных (погремушки, прорезыватели для зубов, бутылочки, соски);
- постельное белье и др.
Предпродажная подготовка
До поступления в продажу б/у товары должны пройти предпродажную подготовку, которая включает осмотр товаров, сортировку по видам, степени износа, проверку качества (по внешним признакам), работоспособности, комплектности, а также наличия необходимой документации.
Следует помнить, что б/у товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.
Документы при продаже
По общему правилу б/у товары передаются покупателям в том же порядке, что и новые. В то же время п. 79 Правил № 703 установлено, что при продаже б/у технически сложных товаров бытового назначения покупателю одновременно с товаром передаются соответствующие документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийные талоны на товары, подтверждающие право покупателей на использование оставшегося гарантийного срока.
Документы на б/у технически сложные товары бытового назначения передаются покупателю в случае их наличия у продавца. Если такие документы у продавца отсутствуют, он должен сообщить об этом покупателю до продажи товара.
О чем необходимо информировать потребителя
В силу п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей одной из основных обязанностей продавца является обязанность своевременно предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах. Данная обязанность распространяется в том числе и на продажу б/у товаров.
Важно.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении, продавец должен сообщить об этом покупателю до его продажи (п. 6 ст. 27 Закона о защите прав потребителей).
Информация о б/у товарах, помимо обычно указываемых сведений (цена, дата изготовления, гарантийный срок, страна происхождения и т.д.), должна содержать сведения о состоянии товаров, имеющихся в них недостатках, проведенных в отношении товаров санитарно-противоэпидемических мероприятиях (в случае их проведения).
Информация о б/у запасных частях к технически сложным товарам бытового назначения также должна содержать сведения о марке, модели, годе выпуска, иных признаках такой запасной части, позволяющих установить, что эта запасная часть соответствует конкретным технически сложным товарам бытового назначения.
Сведения, характеризующие состояние б/у товаров, в том числе их недостатки, должны быть указаны на товарном ярлыке (этикетке), а также в товарном чеке (п. 75 Правил № 703).
Если продавцом упомянутые выше обязанности по информированию выполнены, покупатель не вправе вернуть приобретенный б/у товар по причине наличия в нем недостатков, о которых он был надлежащим образом уведомлен продавцом.
Права потребителя
Согласно п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей покупатель при продаже ему в том числе б/у товара с недостатками, о которых он не был уведомлен, вправе потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены товара;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Важно.
Если продавец не проинформировал покупателя о наличии в б/у товаре недостатков, покупатель вправе воспользоваться правами, предоставленными ему Законом о защите прав потребителей (п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).
Вместо предъявления указанных выше требований потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за б/у товар денежной суммы (п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей).
Ограничения при продаже б/у товара в розничной торговой сети
Пунктом 73 Правил № 703 установлен запрет на продажу в одном торговом объекте одновременно б/у и новых меховых изделий, обуви, одежды швейной и трикотажной. Указанное требование не распространяется на ряд б/у товаров. В том числе — на б/у товары, принятые на комиссию от граждан; б/у товары, изъятые, арестованные, а также конфискованные по приговору (постановлению) суда либо обращенные в доход государства иным способом; товары, на которые обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, и т.п.; б/у товары, находящиеся в невостребованном багаже, ручной клади, забытые в поездах или оставленные в камере хранения, и др.
В отношении иных б/у товаров действует запрет только на продажу в одном товарном отделе (секции) вместе с новыми товарами (исключение — букинистические издания).
Продажа б/у товара через интернет-магазин
Одной из форм торговли является дистанционная торговля, которая включает в себя продажу товаров через интернет-магазины.
Порядок осуществления дистанционной торговли установлен Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (далее — Правила № 31).
Согласно абз. 2 п. 2 Правил № 31 при продаже товаров через интернет-магазины на продавца также распространяется обязанность по доведению до потребителя необходимой и достоверной информации о предлагаемых товарах, включая информацию о том, что товары были в употреблении или в них устранялся либо имеется недостаток. Указанная информация размещается с наименованием товара и должна быть доведена продавцом до сведения потребителя на сайте интернет-магазина.
Definition.
Дистанционная торговля через интернет-магазин — форма розничной торговли, при которой продажа товаров осуществляется без использования торговых объектов на основании договора розничной купли-продажи (далее — договор), заключаемого без одновременного присутствия продавца и покупателя после ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленными в фотографиях или иных информационных источниках в глобальной компьютерной сети Интернет, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товарами или их образцами в момент заключения договора (п. 2 Правил № 31).
В соответствии с разъяснением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «Вниманию потребителей и интернет-продавцов: на сайтах интернет-магазинов должны содержаться важные для потребителей сведения» (размещено на официальном интернет-сайте МАРТ 06.09.2021) в силу п. 7 Правил № 31 на главных страницах сайтов интернет-магазинов до сведения потребителей должна доводиться в том числе информация:
- о номерах телефонов, адресе электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав;
- о номерах телефонов работников гор(рай)исполкомов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей.
Кроме того, согласно п. 5 Правил № 31 при передаче товаров продавец должен предоставить покупателю информацию о правах покупателя и обязанностях продавца в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Под б/у товарами, продажа которых осуществляется с использованием сети Интернет, необходимо понимать такие товары, которые ранее были приобретены потребителем в конкретном интернет-магазине, возвращены по причине обнаружения в товаре недостатка и реализуются продавцом после устранения недостатка в товаре сервисным центром.
Резюме:
1. К б/у товарам относятся непродовольственные товары: имеющие видимые признаки эксплуатации; надлежащего качества с сохранением товарного вида и потребительских свойств, но без товарных ярлыков; принятые по договорам комиссии от граждан; восстановленные.
2. До момента заключения договора купли-продажи продавец обязан проинформировать покупателя о том, что товар является бывшим в употреблении, о наличии и характере недостатков, а также продублировать указанную информацию на товарном ярлыке и в товарном чеке.
3. Б/у товары легкой промышленности (меховые изделия, обувь, одежда швейная и трикотажная) подлежат продаже в других торговых объектах, отдельно от новых товаров легкой промышленности, а иные б/у товары — продаже в разных товарных отделах (секциях) с новыми товарами (за исключением букинистических изданий).
4. Через интернет-магазины разрешена продажа б/у товаров, которые были ранее реализованы через этот магазин, возвращены по причине недостатков и восстановлены сервисным центром.