Вы на портале

Проезд по платной дороге: типичные ошибки при оплате и обжалование акта нарушения

Взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам введено с 01.07.2013, после принятия Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь». Пользование платной автомобильной дорогой осуществляется после получения устройства электронной оплаты, предназначенного для идентификации транспортного средства в движении системой электронного сбора платы и оплаты проезда, и установки его на транспортное средство.

Обновлено
Мельникова Елена
Мельникова Елена

Адвокат 

7611 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

4 типичные ошибки пользователей платной дороги

Пользователи при проезде по платной дороге допускают ошибки, которые впоследствии ведут к нарушениям порядка оплаты и начислению ее в увеличенном размере:

  1. отсутствие на транспортном средстве устройства электронной оплаты;
  2. использование неработающего устройства электронной оплаты;
  3. использование устройства электронной оплаты в нарушение порядка технологической эксплуатации (к примеру, устройство установлено не в том месте);
  4. использование устройства электронной оплаты, предназначенного для другого транспортного средства.

2 нарушения порядка оплаты проезда по платной дороге

Нарушениями, допускаемыми пользователями платной дороги, являются:

  1. неоплата проезда;
  2. неполная оплата проезда.

Неоплата — происшествие, зафиксированное системой контроля оплаты либо уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции и состоящее в полном отсутствии платы за проезд по платной дороге или ее части.

К неоплате согласно абзацам десятому — шестнадцатому п. 2 Положения о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340 (далее — Положение), относятся:

  • отсутствие на транспортном средстве устройства электронной оплаты;
  • отсутствие фиксации внесения платы за проезд на устройстве электронной оплаты;
  • использование неработающего устройства электронной оплаты;
  • использование устройства электронной оплаты, не позволяющего произвести оплату за проезд в установленном порядке;
  • использование устройства электронной оплаты в нарушение порядка технологической эксплуатации;
  • неправомерное использование устройства электронной оплаты, предназначенного для транспортных средств, освобожденных от платы за проезд по платным дорогам.

Неполная оплата — происшествие, зафиксированное системой контроля оплаты либо уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции, состоящее в осуществлении платы за проезд не в полном размере.

К неполной оплате согласно абзацам семнадцатому — девятнадцатому п. 2 Положения относятся:

  • использование на транспортном средстве устройства электронной оплаты с установленным меньшим количеством осей, чем предписано порядком технологической эксплуатации для данного транспортного средства;
  • использование устройства электронной оплаты, не персонализированного для данного транспортного средства и регистрационного знака, установленного на нем, за исключением случаев внесения неверных сведений при регистрации транспортного средства в системе электронного сбора платы.

Доказательства совершения нарушения

Доказательствами факта неоплаты и (или) неполной оплаты в соответствии с п. 59 Положения являются:

  • информация, автоматически генерируемая системой контроля оплаты, включая время, дату и место пересечения станции сбора платы;
  • установление уполномоченным должностным лицом Транспортной инспекции признаков неоплаты и (или) неполной оплаты.

Составление акта нарушения

Уполномоченное должностное лицо Транспортной инспекции выявляет нарушения порядка оплаты с использованием контрольного транспортного средства, в пограничном пункте контроля или с помощью системы электронного сбора платы за проезд.

Пользователю платной дороги выдается акт нарушения, содержащий требование о внесении платы в увеличенном размере и выполнении порядка взимания платы за проезд транспортных средств по платным дорогам, к которому прилагается квитанция с указанием суммы платы в увеличенном размере.

Справочно:

Контрольное транспортное средство — специальное транспортное средство Транспортной инспекции, оснащенное специальными техническими средствами, обеспечивающими проверку правильности работы устройства электронной оплаты, контроль за внесением платы за проезд и платы в увеличенном размере, а также сбор платы в увеличенном размере.

3 шага обжалования акта нарушения

Акт нарушения обжалуется сначала во внесудебном, а затем в судебном порядке:

  1. получив акт нарушения, необходимо оценить тип нарушения и дату его совершения и в случае необходимости запросить в ГУ «Белавтострада» детализацию платежей (путем направления письменного запроса или в «личном кабинете» на сайте beltoll.by). После этого нужно проверить, правильно ли указаны идентификационные сведения о нарушителе;
  2. при несогласии с начислением платы в увеличенном размере необходимо предъявить в Транспортную инспекцию претензию в 15-дневный срок с момента составления акта нарушения (п. 77 Положения);
  3. при отказе в удовлетворении претензии следует рассмотреть вопрос о целесообразности защиты в судебном порядке.

Справочно:

Претензии в связи с начислением и взиманием платы за проезд предъявляются в ГУ «Белавтострада» (п. 70 Положения).

Претензионный порядок разрешения спора

Форма претензии по начислению и взиманию платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, в том числе платы в увеличенном размере, приведена в приложении 5 к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 07.06.2013 № 16 «О некоторых вопросах пользования платными автомобильными дорогами».

В графе «Содержание претензии» следует подробно изложить причины несогласия с актом нарушения, по возможности со ссылкой на правовые нормы.

Пример:

«12.01.2017 Транспортной инспекцией (приведите, как указано в акте нарушения: фамилию, имя, отчество лица, составившего акт, его должность и точное наименование Транспортной инспекции) был составлен акт нарушения порядка оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь № 000 и заявлено требование о внесении платы в увеличенном размере. С начислением платы в повышенном размере не согласны, поскольку нарушение, указанное в акте, было совершено в силу прямого указания сотрудников Транспортной инспекции и во исполнение требования сотрудников Транспортной инспекции.

Изложить подробности ситуации.

В соответствии с подп. 4.1 п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» взимание платы с использованием системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам осуществляется при наличии альтернативного пути для бесплатного проезда в данном направлении.

Просим освободить от внесения платы в увеличенном размере, поскольку нарушение порядка пользования платной дорогой стало следствием действий сотрудников Транспортной инспекции».

Претензии в отношении взимания платы в увеличенном размере рассматриваются в течение 15 рабочих дней с момента их поступления в Транспортную инспекцию.

Справочно:

Пользователь платной дороги вправе внести плату в увеличенном размере на месте. Если пользователь платной дороги не вносит плату в увеличенном размере на месте, он обязан внести ее не позднее 30 дней с момента составления акта нарушения (часть вторая п. 63 Положения).

В случае удовлетворения претензии денежные средства, если плата была внесена, будут возвращены (часть вторая п. 81 Положения).

Поскольку иное не установлено в Положении, срок обжалования акта нарушения является пресекательным и восстановлению не подлежит. Однако в случае его пропуска рекомендуем направить претензию, поскольку для обращения в экономический суд необходимо соблюдение досудебного порядка разрешения разногласий (абзац четвертый п. 8 Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426, п. 69 Положения, ст. 159, 228 ХПК).

Судебный порядок разрешения спора

Пользователем платной дороги может быть юридическое или физическое лицо. В зависимости от этого судебный спор будет разрешаться на основании либо гл. 29 ГПК, либо гл. 25 ХПК.

Порядок судебной защиты, если пользователем платной дороги является юридическое лицо или ИП, следующий.

В экономический суд по месту нахождения пользователя платной дороги (часть четвертая ст. 51 ХПК) подается заявление, которое рассматривается по правилам гл. 25 ХПК «Производство по делам о проверке законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц». Заявителем может быть собственник или владелец транспортного средства, поскольку в силу п. 58 Положения плата в увеличенном размере взимается именно с данных лиц.

Пользователь вправе обжаловать как непосредственно акт нарушения оплаты за проезд по платной дороге как ненормативный правовой акт, так и действия должностного лица Транспортной инспекции по составлению такого акта.

Пример просительной части заявления. Обжалование акта

«Признать недействительным акт нарушения порядка оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь № 000 от 12.01.2017, вынесенный Транспортной инспекцией ____________».

Пример просительной части заявления. Обжалование действий

«Признать незаконными действия ____________________ (лицо, составившее акт) _______________ Транспортной инспекции по составлению акта нарушения порядка оплаты за проезд № ___ от________.

В первом случае суд проверяет (абзац второй части первой ст. 229 ХПК):

  • компетенцию должностного лица Транспортной инспекции на составление акта нарушения;
  • соответствие составленного акта законодательным и иным нормативным правовым актам.

Чтобы рассмотрение спора не свелось к формальной проверке наличия компетенции на издание акта нарушения и правильности его составления по утвержденной форме, целесообразнее обжаловать именно действия по его составлению, а не сам акт нарушения.

Ключевым моментом будет являться правильность составления акта по установленной форме и составление его уполномоченным на это лицом Транспортной инспекции. В случае удовлетворения требований акт будет признан недействительным.

Во втором случае суд проверяет (абзац третий части первой ст. 229 ХПК):

  • компетенцию должностного лица Транспортной инспекции, совершившего обжалуемое действие (то есть составление акта нарушения);
  • соответствие действия по составлению акта нарушения законодательным и иным нормативным правовым актам.

В случае удовлетворения требований действия по составлению акта нарушения будут признаны незаконными.

Чтобы рассмотрение спора не свелось к формальной проверке наличия компетенции на издание акта нарушения и правильности его составления по утвержденной форме, полагаем, что целесообразнее обжаловать именно действия по его составлению, а не сам акт нарушения.

Как нам известно, судебная практика идет по пути вынесения решений в пользу Транспортной инспекции. Это вызвано тем, что большинство нарушений порядка оплаты проезда по платной дороге совершаются по вине пользователей.

На наш взгляд, требование о признании действий Транспортной инспекции по составлению акта нарушения может быть признано обоснованным только в случае, если нарушение порядка оплаты было совершено по причинам, находящимся вне контроля пользователя платной дороги (к примеру, ранее не выявленная некорректная работа устройства электронной оплаты при воздействии определенных внешних факторов).

Обращаем внимание, что, поскольку иное не предусмотрено законодательством, срок исковой давности для подачи заявления составляет 3 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то есть с момента получения акта нарушения оплаты за проезд. Однако заявление принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Если суд признает заявление обоснованным, будет вынесено решение об обязанности Транспортной инспекции или должностного лица Транспортной инспекции (в зависимости от того, какое заявление подавалось) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя. Порядок вынесения и исполнения решения регламентирован ст. 230 ХПК. Решение направляется судом для исполнения обязанному лицу в течение 5 рабочих дней с момента вступления его в законную силу. О его исполнении заявителю и суду должно быть сообщено в течение месяца со дня получения решения для исполнения обязанным лицом.

7611 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме