Вы на портале

Реклама на онлайн-площадках: юридические особенности работы

Реклама с использованием онлайн-площадок и крупных интернет-платформ, таких как Google AdWords, Яндекс.Директ, Facebook Ads, Linkedin Ads, MyTarget («Одноклассники»), ВКонтакте, стала достаточно популярной. По сути, данные площадки оказывают рекламные услуги и представляют собой рекламные сервисы. Юристу важно правильно оформить отношения резидента Республики Беларусь с владельцем онлайн-площадки.

Обновлено
Лаптев Кирилл
Лаптев Кирилл

Партнер Sorainen (ИООО «Сорайнен и партнеры»), руководитель сектора Технологий, Медиа и Телекоммуникаций

Денисюк Дарья
Денисюк Дарья

Юрист



4088 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Задача: 

Реклама с использованием онлайн-площадок и крупных интернет-платформ, таких как Google AdWords, Яндекс.Директ, Facebook Ads, Linkedin Ads, MyTarget («Одноклассники»), ВКонтакте, стала достаточно популярной. По сути, данные площадки оказывают рекламные услуги и представляют собой рекламные сервисы. Юристу важно правильно оформить отношения резидента Республики Беларусь с владельцем онлайн-площадки.

Решение: 

При заключении сделки необходимо учитывать следующие особенности:

  1. сделка должна быть совершена в письменной форме;
  2. первичный учетный документ (акт) может быть составлен единолично, если был заключен публичный договор и такое право предусмотрено в этом договоре;
  3. доходы онлайн-площадок подлежат налогообложению в Республике Беларусь налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство; уплате также подлежит НДС по ставке 20 %.

При работе с онлайн-площадками нужно учитывать следующие моменты:

  1. форму сделки;
  2. требования ВЭД, включая требования к подтверждению и срокам завершения внешнеторговых операций;
  3. расчеты и бухгалтерский учет, в том числе основание для оплаты;
  4. налогообложение.

Форма сделки с онлайн-площадкой

Сделка резидента Республики Беларусь с иностранной онлайн-площадкой является внешнеэкономической, поэтому должна быть совершена в письменной форме (п. 2 ст. 1116 ГК). Негативное последствие несоблюдения данного требования — признание такой сделки недействительной (п. 3 ст. 163 ГК).

Помимо составления одного документа, подписанного обеими сторонами, письменная форма также будет соблюдена в следующих случаях:

  1. Обмен документами: заключение сделки путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, если можно достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 404 ГК).
  2. Подтверждающие действия: в ответ на письменное предложение заключить договор совершены действия по выполнению указанных в нем условий (п. 3 ст. 404, п. 3 ст. 408 ГК).

Учитывая масштабы клиентских баз, онлайн-площадки, как правило, используют стандартные условия для работы со всеми клиентами, в том числе из других юрисдикций. Отношения могут оформляться с помощью публичной оферты, то есть через подтверждающие действия.Такой вариант предусмотрен, к примеру, в случае с Яндекс.Директ ( https://yandex.ru/legal/oferta_direct/).

Онлайн-площадки, как правило, используют стандартные условия для работы со всеми клиентами. Отношения могут оформляться с помощью публичной оферты, то есть через подтверждающие действия.

Обратите внимание на письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.07.2014 № 3-1-11/1986, затрагивающее вопросы работы с онлайн-площадкой (вопрос 8).

Отдельные онлайн-площадки не предоставляют возможности расчетов без использования банковских карт, не заключают договор напрямую с белорусским юридическим лицом — заказчиком, а предпочитают работать с маркетинговым агентством, которое выступает в качестве посредника и может иметь специальные условия сотрудничества как агент. В этом случае форма (окно) для ввода основных данных заказчика (имя, банковские реквизиты и др.) может не позволять внести белорусский УНП.

Применимое право и разрешение споров

Как при заключении любого договора, следует обратить внимание на положения о применимом праве и органе по разрешению споров. У известных нам онлайн-площадок такие положения уже закреплены в стандартных формах договора, с которыми белорусский субъект вынужден только согласиться.

При заключении договора следует учитывать положения о применимом праве и органе по разрешению споров.

ПРИМЕР 1.

ООО «ЯНДЕКС» (Россия): «Договор, его заключение и исполнение регулируются действующим законодательством Российской Федерации. Все вопросы, не урегулированные Офертой или урегулированные не полностью, регулируются в соответствии с материальным правом Российской Федерации. Если споры между Рекламодателем и Яндексом в отношении Договора не разрешены путем переговоров Сторон, они подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим законодательством в Арбитражном суде г. Москвы» (короткая ссылка — http://bit.ly/2n0B0ti).

ПРИМЕР 2.

Facebook Ireland Limited (Ирландия): «Вы будете разрешать любые претензии, основания иска или споры (далее — "претензии") с нами, возникающие в результате настоящего Положения или в связи с ним либо с Facebook, исключительно в Окружном суде США Северного округа штата Калифорния или в федеральном суде, находящемся в округе Сан-Матео. Вы также даете свое согласие на подчинение индивидуальной юрисдикции указанных судов для проведения судебных разбирательств по всем таким претензиям. Действие настоящего Положения, а также любые претензии, которые могут возникнуть между вами и нами, регулируются законами штата Калифорния без учета коллизионных норм законодательства» (короткая ссылка — http://bit.ly/2n9ESao).

ПРИМЕР 3.

Google Ireland Limited (Ирландия): «Данное Соглашение регулируется английским правом, и стороны предоставляют исключительную юрисдикцию английским судам в отношении любого спора (вытекающего из договора или не вытекающего из него) в отношении данного Соглашения» (короткая ссылка — http://bit.ly/1Q8yPcU).

Подчинение договора с владельцем онлайн-площадки иностранному праву означает, что при возникновении неясностей в положениях договора или необходимости отстаивать свои интересы применению будут подлежать нормы иностранного права.

Подчинение договора с владельцем онлайн-площадки иностранному праву означает, что при возникновении неясностей в положениях договора или необходимости отстаивать свои интересы применению будут подлежать нормы иностранного права.

Как правило, в договорах, подчиненных иностранному праву, орган по разрешению споров также расположен в иностранной юрисдикции. Это может быть как государственный суд, так и арбитраж. Следовательно, при необходимости за защитой своих прав придется обращаться именно туда, а не в белорусские суды, что приведет к возникновению дополнительных расходов для белорусского истца, иногда значительно превышающих сумму требований.

На практике система отношений построена так, что вероятность возникновения споров по оплате минимальна (предоплата) либо они решаются через сервис технической поддержки. Дела по качеству и срокам оказания услуг не распространены в практике Российской Федерации. Однако есть споры с правообладателями. К примеру, ООО «Яндекс» выступало в 2015–2016 гг. соответчиком по делу о защите права на товарный знак при размещении рекламных объявлений (решение от 27.05.2016 № А40-184746/2015, см. по короткой ссылке http://bit.ly/2mkeM7N).

Расчеты с онлайн-площадкой и подтверждение оказания услуг

Ключевой вопрос при расчетах с онлайн-площадкой — способ оплаты. Можно выделить два способа оплаты, используемых онлайн-площадками:

  1. 1) банковский перевод;
  2. 2) перевод с использованием банковской карты.

Белорусские юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать корпоративные дебетовые карточки для проведения безналичных расчетов за пределами Беларуси в порядке, предусмотренном в том числе договором с банком (абзац двадцать шестой части первой п. 2, п. 25 Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34). Полагаем, что расчет по договору с онлайн-площадкой корпоративной дебетовой карточкой не противоречит требованию о расчетах за импорт для внешнеторговых договоров.

Расчет по договору с онлайн-площадкой корпоративной дебетовой карточкой не противоречит требованию о расчетах за импорт для внешнеторговых договоров.

Основные требования с точки зрения внешнеторгового законодательства сводятся к оформлению завершения внешнеторговой операции (этапа) и срокам ее завершения.

Каждый этап оказания услуг в рамках одного внешнеторгового договора, как правило, должен оформляться соответствующим актом сдачи-приемки, дата которого может свидетельствовать о том, соблюдены ли сроки завершения внешнеторговой операции белорусским импортером или экспортером. Напомним, что по общему правилу срок завершения импортной внешнеторговой операции не должен превышать 60 дней с момента проведения платежа, а при экспортной внешнеторговой операции — 90 дней с даты подписания соответствующего акта.

К сожалению, вопрос своевременного составления акта не всегда находит отражение в стандартных условиях работы с онлайн-площадками во многом потому, что у иностранной компании нет обязанности и ответственности за соблюдение таких сроков.

Первичный учетный документ может быть составлен единолично, если имело место заключение публичного договора и оформление такого акта предусмотрено условиями договора.

Отметим, что, даже если онлайн-площадка не пойдет навстречу белорусскому заказчику и не оформит первичный учетный документ, подтверждающий оказание услуг, он может быть составлен единолично, если имело место заключение публичного договора и оформление такого акта предусмотрено условиями договора (согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 21.12.2015 № 58 «О некоторых вопросах составления первичных учетных документов»).

Налогообложение сделок с онлайн-площадкой

В случае, когда белорусский резидент оплачивает услуги онлайн-площадок, у последних возникает доход, полученный владельцем онлайн-площадки от источника в Беларуси — белорусского резидента-заказчика (рекламодателя). В частности, сервисы Яндекс.Директ и Facebook Аds предполагают получение владельцами онлайн-площадок вознаграждения от белорусского резидента за оказание ему определенных рекламных услуг, например, по размещению поисковой и тематической контекстной рекламы (услуги Яндекс.Директ). Такие доходы являются объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, с учетом положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения со страной контрагента (владельца площадки).

Доходы онлайн-площадок подлежат налогообложению в Республике Беларусь налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Указанное выше вознаграждение облагается налогом по ставке 15 % (подп. 1.12.10 п. 1 ст. 146 и абзац пятый п. 1 ст. 149 НК), если отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения либо если не выполнены условия для его применения.

К примеру, Республика Беларусь имеет действующие соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией (ООО «ЯНДЕКС») и с Ирландией (Facebook Ireland Limited). Оба соглашения предусматривают для владельцев онлайн-площадок возможность избежать уплаты налога в Беларуси в отношении доходов от коммерческой деятельности, к которым можно отнести доходы, полученные от оказания рекламных услуг белорусским резидентам.

Для того чтобы владелец онлайн-площадки мог воспользоваться таким освобождением, ему необходимо напрямую или с помощью белорусского резидента, являющегося источником выплат, предоставить в белорусскую налоговую инспекцию соответствующее подтверждение налогового резидентства в иностранной юрисдикции. Если подтверждение не предоставляется, то белорусский резидент обязан в качестве налогового агента удерживать и перечислять в белорусские налоговые органы соответствующие суммы налога на доходы иностранных организаций из вознаграждения владельца онлайн-площадки. С этим могут быть связаны сложности с оплатой услуг онлайн-площадки. На практике белорусский клиент перечисляет денежные средства на свой аккаунт («пополняет баланс») и расходует его на выбранный сервис. Отнесение на него расходов по уплате налога сверх общей суммы оплаты контрагенту не соответствует белорусскому законодательству, потому подобные положения (при их наличии в соглашении с онлайн-площадкой) могут быть признаны недействительными, а налог на доходы — все равно удерживаться из сумм вознаграждения онлайн-площадки.

Поскольку приобретатель услуг находится на территории Беларуси, то уплате подлежит НДС по ставке 20 %.

Поскольку приобретатель услуг, описанных выше, находится на территории Беларуси, то уплате подлежит также НДС по ставке 20 % (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК, подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК). Уплата НДС должна осуществляться белорусскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые являются плательщиками такого НДС вместо онлайн-площадок (ст. 92 НК).

Если речь идет о сделке B2C (сделка между компанией и физическим лицом), то есть рекламные услуги приобретаются физическим лицом, то НДС в Беларуси в настоящее время уплате не подлежит. Однако обращаем внимание, что с 01.01.2018 НДС по сделкам B2C будет уплачиваться владельцами онлайн-площадок самостоятельно, через учетный номер плательщика, полученный в результате регистрации для целей НДС в Беларуси.

Рекомендация

На практике многие белорусские субъекты хозяйствования, учитывая названные сложности, привлекают для использования онлайн-площадок посредников (например, маркетинговые агентства) как в Беларуси, так и за ее пределами. Практическое преимущество данного варианта заключается в возможности получения всех необходимых документов и согласовании условий с таким посредником с учетом требований белорусского законодательства. Недостатком с коммерческой точки зрения может стать необходимость уплачивать посреднику комиссию.

4088 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме