Вы на портале

Рассчитываем долю на товарном рынке по-новому

Инструкция, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.12.2017 № 63 (далее — Инструкция № 63), регулирует вопросы определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов, устанавливает случаи, при которых определяется доминирующее положение, качественные и количественные параметры, которые учитываются при определении доминирующего положения, правила определения взаимозаменяемости (аналогичности) товаров, установления границ товарных рынков, а также правила определения емкости товарных рынков и расчета доли хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарных рынках. Ранее действовала Инструкция, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 20.03.2015 № 24 (далее — Инструкция № 24).

Обновлено
Педо Екатерина
Педо Екатерина

руководитель практики корпоративного и антимонопольного права, адвокат АБ «Ревера»

Морозова Светлана
Морозова Светлана

юрист

5718 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт: постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.12.2017 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта»

Дата вступления в силу: 19.01.2018


Как будет рассчитываться объем товарного рынка?

Пунктом 9 Инструкции № 63 предусмотрено, что показатели емкости товарного рынка (объем товарного рынка) и доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитываются в зависимости от наличия информации на основании одного либо нескольких показателей, определенных Инструкцией № 63 (ранее такой оговорки не было). Это означает, что в случае объективного отсутствия информации для расчета того или иного показателя антимонопольный орган сможет не учитывать соответствующие показатели для определения доминирующего положения.

Вместе с тем такая оговорка может быть использована при осуществлении самостоятельных расчетов хозяйствующими субъектами для целей совершения административных процедур, предусмотренных законодательством (например, при расчете доли на товарном рынке для предоставления такой информации в антимонопольный орган в рамках процедуры по получению согласия антимонопольного органа на совершение сделки с акциями).

Как будет подаваться информация об актуальной доле?

В случае обращения хозяйствующего субъекта в антимонопольный орган за получением согласия на совершение сделки с акциями (п. 2.3 Единого перечня административных процедур, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156) хозяйствующему субъекту необходимо предоставить информацию о его актуальной доле на товарных рынках отдельных видов товаров (работ, услуг) на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения в антимонопольный орган. По объективным причинам (например, при отсутствии в Национальном статистическом комитете Республики Беларусь (далее — Нацстат) консолидированной отчетности за последние периоды) в некоторых случаях это не представляется возможным. В отдельных ситуациях расчет доли является затруднительным в связи с формированием Нацстатом показателей по нескольким видам аналогичных товаров в разных единицах изменения (например, тонны — штуки).

Рассматриваемое изменение позволит учитывать этот критерий при определении емкости товарных рынков и осуществлении расчетов доли хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) на товарных рынках.

Как будут учитываться условия для определения доминирующего положения?

Пунктом 13 Инструкции № 63 установлено, что при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в зависимости от наличия информации также учитываются следующие условия:

— отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на соответствующем товарном рынке;

— способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора поставки;

— способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и пр.);

— способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров поставки товаров.

Иными словами, в такой редакции предполагается обязанность учитывать все перечисленные условия, за исключением тех случаев, когда это невозможно ввиду отсутствия информации. Ранее такие условия учитывались по усмотрению МАРТ (не были обязательными к рассмотрению).

5718 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме