Содержание:
Установлен заявительный принцип внесения сведений в Торговый реестр
Новая редакция Закона № 128-З устанавливает иной подход к включению сведений в Торговый реестр. Так, с 11 июля 2024 г. субъект торговли, субъект общественного питания, администрация торгового центра, администрация рынка (далее – субъект) имеет право осуществлять торговлю только со дня включения сведений о торговом объекте, объекте общественного питания, торговом центре, рынке, интернет-магазине, форме торговли в Торговый реестр. Таким образом, если в соответствии с прежней редакцией Закона № 128-З можно было начать осуществлять торговлю и только потом, не позднее 5 календарных дней с даты начала осуществления торговли, отправить уведомление, то теперь необходимо сразу направить заявление о включении сведений в Торговый реестр, дождаться от уполномоченного органа уведомления о включении сведений в Торговый реестр и только после этого можно начинать осуществлять свою деятельность.
Справочно.
Новые формы заявлений можно найти на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ).
В случае осуществления торговли без внесения необходимых сведений в Торговый реестр для нарушителя предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.11 КоАП).
Изменен порядок согласования ночного режима работы
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 17 Закона № 128-З в новой редакции согласовывать режим работы после 23:00 и до 7:00 будут обязаны только те торговые объекты, объекты общественного питания, в которых после 23:00 и до 7:00 осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом. Для остальных субъектов такая обязанность исключается.
Режим работы торговых объектов, объектов общественного питания, в которых после 23.00 и до 7.00 осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом, подлежит согласованию с районным, городским исполнительными комитетами (кроме г. Минска), местной администрацией района в г. Минске, государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка “Великий камень”» по месту нахождения таких объектов.
Закреплена обязанность разрабатывать, утверждать и согласовывать перечень обязательных товаров
С 11 июля 2024 г. вместо ассортиментного перечня товаров субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю, необходимо разрабатывать, утверждать и согласовывать перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте.
Советом Министров Республики Беларусь определяются субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю, которым не нужно разрабатывать, утверждать и согласовывать перечень обязательных товаров.
В случае отсутствия согласованного перечня (если его согласование необходимо) субъекту торговли может быть отказано во включении сведений в Торговый реестр. Кроме того, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 10 базовых величин (ч. 1 ст. 13.11 КоАП).
Изменены положения, связанные с интернет-торговлей
В новой редакции Закона № 128-З закреплено, что субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет не только через интернет-магазин, но и (или) с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предоставляющих возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и на этих ресурсах.
Данная формулировка введена в связи с тем, что торговля все больше стала осуществляться с использованием различных интернет-площадок (маркетплейсов) и мобильных приложений.
Определение терминов «интернет-площадка», «владелец интернет-площадки», «владелец пункта выдачи заказов», требования к субъектам торговли, осуществляющим торговлю с помощью Интернета, закреплены в Правилах продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2024 № 489).
Скорректированы требования к договорам поставки продовольственных товаров
Дополнен список запретов по включению в договоры поставки продовольственных товаров определенных условий. Например, запрещено включать в договор обязательства поставщика продовольственных товаров возмещать затраты, связанные с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров. Также новшеством является запрет включать в договор обязательства оказывать поставщику продовольственных товаров услуги по продвижению таких товаров.
Произошла корректировка запрета, связанного с навязыванием контрагенту условий о возврате поставщику продовольственных товаров в зависимости от продолжительности срока годности (срока хранения) товара. Если срок годности (срок хранения) больше 30 дней, то запрещено навязывать контрагенту условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных субъектом торговли. Если срок годности (срок хранения) меньше 30 дней, то предусмотрены запреты согласно подп. 5.2 п. 5 ст. 19 Закона № 128-З в новой редакции.
Статьей 19-1 Закона № 128-З установлен запрет для субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю, и поставщиков товаров заключать между собой договоры, содержащие условия о предоставлении вознаграждений:
1) за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в том числе за разгрузку транспорта, приемку товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовку товаров к продаже, фасовку, выкладку товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажу товаров и обслуживание покупателей;
2) иных видов вознаграждений, определенных Советом Министров Республики Беларусь.
Корректировка понятийного аппарата
С 11 июля 2024 г. из Закона № 128-З были исключены следующие понятия: «ассортиментный перечень товаров», «крупный магазин», «сеть общественного питания».
Введены новые понятия:
- «интернет-магазин» ‒ сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на этом сайте;
- «услуги по продвижению товаров» ‒ услуги по рекламированию товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков и (или) логотипов, исследованию потребительского спроса, проведению маркетинговых исследований и (или) подготовке информации о таких исследованиях, подготовке иной информации о товарах, иные услуги, направленные на повышение спроса на товары.
Скорректированы понятия: «объект общественного питания», «оптовая торговля», «розничная торговля», «передвижной объект общественного питания», «передвижной торговый объект», «торговый объект».
Введена обязанность предоставлять государственным органам полную и достоверную информацию
С 11 июля 2024 г. для субъектов торговли, поставщиков товаров, субъектов общественного питания введена обязанность представлять МАРТ, областным комитетам и Мингорисполкому, а также в случаях, определенных законодательными актами, иным госорганам по их запросу и в установленные ими сроки полную и достоверную информацию в письменной и (или) электронной формах, в том числе информацию, составляющую коммерческую и иную охраняемую законом тайну, служебную информацию ограниченного распространения, необходимую для принятия мер в соответствии с возложенными на указанные органы полномочиями в области торговли, в соответствии с требованиями законодательства (п. 4 ст. 10 и п. 4 ст. 11 Закона № 128-З в новой редакции).
Таким образом, расширены полномочия государственных органов в области контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в сфере торговли и общественного питания.
Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (ст. 24.11 КоАП).