Нормативный акт: постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15.04.2020 № 30 «О регулировании цен на социально значимые товары»
Дата вступления в силу: 19.04.2020 (действует до 18.07.2020)
Нормативный акт:постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.05.2020 № 36 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15 апреля 2020 г. № 30»
Дата вступления в силу: 13.05.2020
Основные термины
Чтобы облегчить понимание постановления № 30, разберемся с основными применяемыми в нем терминами:
— отпускная цена — цена, устанавливаемая производителем на произведенный (в том числе по договору подряда) товар, а также импортером на ввезенный им товар для дальнейшей реализации;
— оптовая надбавка — надбавка к отпускной цене, применяемая юридическим лицом (ИП) при осуществлении оптовой торговли товаром, в отношении которого оно или он не является производителем (импортером);
— торговая надбавка — надбавка к отпускной цене, применяемая юридическим лицом или ИП при осуществлении розничной торговли;
— предельная торговая надбавка (скидка) — ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое госорганами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения.
Справочно.
С разъяснениями МАРТ можно ознакомиться по ссылке.
Порядок регулирования цен
Регулирование цен на социально значимые товары будет осуществляться путем установления:
• для производителей — предельного максимального норматива рентабельности:
— не более фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в январе — феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции, если этот уровень составил более 10 %;
— не более 10 %, если фактический уровень рентабельности реализованной продукции в январе — феврале 2020 г. по соответствующей товарной позиции составил менее 10 %;
• для импортеров — предельной максимальной надбавки в 10 %;
• для организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, — предельных максимальных торговых надбавок (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам производителей (импортеров).
Разберемся, как будет производиться расчет цен в соответствии с постановлением № 30.
Производители. Отпускные цены для производителей на товары, реализуемые на внутреннем рынке, определяются на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию, налогов (иных обязательных платежей), прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничения предельного максимального норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускную цену. При этом для расчета принимается рентабельность реализации на внутреннем рынке по соответствующей товарной позиции (размеры предельного максимального норматива рентабельности приведены выше).
Импортеры. Отпускные цены на ввезенные товары устанавливаются импортерами исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование, проценты по кредитам, транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством) с учетом предельной максимальной надбавки в размере не выше 10 %.
Справочно.
Под предельной максимальной надбавкой импортера понимается надбавка, применяемая импортером к контрактной цене с учетом расходов по импорту.
Расходы по фасовке в одноразовую тару, использование которых допускается ТНПА, относятся импортером на увеличение отпускной цены.
Справочно.
К расходам на фасовку относятся стоимость упаковки по цене приобретения, зарплата работников по фасовке (с отчислениями на социальные нужды), амортизация оборудования.
Таким образом, главное новшество для импортеров заключается во введении предельной максимальной надбавки в 10 %.
Организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю. Розничные цены на остатки товаров, поступившие в розничную торговую сеть до 19.04.2020, рекомендуется привести в соответствие с применяемым уровнем торговых (с учетом оптовых) надбавок.
Установлены предельные надбавки к отпускным ценам производителей и импортеров (приложение 2 к постановлению № 30). Размер надбавок — от 15 % до 30 %.
Следует обратить внимание, что цены на маски и дезинфицирующие средства хотя и не попали в постановление № 30, но также регулируются на законодательном уровне. В соответствии с постановлением МАРТ от 06.04.2020 № 27 на данные товары установлены предельные нормативы:
1) для производителей предельный норматив рентабельности, подлежащей включению в отпускные цены, — не более 10 %;
2) для импортеров максимальная предельная надбавка — 10 %;
3) для организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, предельная максимальная торговая надбавка (с учетом оптовой) к отпускной цене производителя (импортера) — 10 %.
Справочно.
Минимальная предельная надбавка (15 %) установлена на молоко коровье пастеризованное, кефир из коровьего молока, сметану, творог и т.д.
Максимальная предельная надбавка (30 %) установлена для муки пшеничной, соли поваренной пищевой, риса белого шлифованного, крупы манной и т.д.
Что нужно учесть в работе?
В целях соблюдения размеров торговых надбавок, установленных постановлением № 30, производителям, импортерам, субъектам, осуществляющим оптовую торговлю, рекомендуем обеспечить указание в ТТН и ТН информации о формировании цены на товары (отпускная цена, оптовая надбавка (скидка) и др.).
Место указания дополнительной информации определяется организациями самостоятельно, при этом она не должна препятствовать прочтению иных записей.
Таким образом, формирование цен на социально значимые товары производится с учетом конъюнктуры рынка, но не выше предусмотренных ограничений.
Возможно, некоторым организациям, которые из-за государственного регулирования цен на данные группы понесут убытки, придется рассмотреть вопрос о временном приостановлении деятельности или о расширении ассортимента товаров, не попадающих под государственное регулирование.
Справочно.
Цены на сахар и крупу гречневую также подлежат регулированию, но уже в рамках постановлений МАРТ от 30.12.2019 № 99 и от 30.01.2020 № 10 соответственно.
Пару недель спустя…
После принятия постановления № 30 (опубликовано 18 апреля) спустя несколько недель Министерством было принято постановление № 36 (опубликовано 12 мая), которым вносятся изменения в постановление № 30.
1. Уточняется определение структуры отпускной цены импортера, в которую включаются контрактные цены, расходы по импорту, расходы на реализацию и рентабельность. То есть отпускная цена на социально значимые товары устанавливается импортером исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование, проценты по кредитам, транспортные расходы и др.), расходов на реализацию, рентабельности, уровень которой не должен превышать установленное ограничение.
2. Расширено регулирование оптовых надбавок, применяемых предприятиями, осуществляющими оптовую торговлю социально значимыми товарами, при реализации другим юрлицам и ИП:
— юрлицам или ИП, осуществляющим хранение и реализацию стабилизационных фондов продовольствия у сельскохозяйственных производителей и населения, разрешено суммировать к цене приобретения расходы по заготовке, хранению и транспортировке;
— оптовые надбавки к отпускным ценам производителей (импортеров) и ценам, устанавливаемым указанными выше лицами, не могут превышать размеров, установленных приложением 2 к постановлению № 30, — независимо от количества юридических лиц и ИП, участвующих в реализации данных товаров.
3. Детализирован перечень социально значимых товаров, на которые распространяется регулирование цен (внесены изменения в приложения 1 и 2 к постановлению № 30).
Разберем на примере чая. В постановлении № 30 чай и кофе проходили по одной позиции без всякой детализации — «чай черный байховый, кофе», то есть было неясно, что делать, например, с зеленым чаем или чайными наборами. В постановлении № 36 дана детализация: «чай черный байховый (весовой и фасованный без вкусовых и ароматических добавок, без дополнительного растительного сырья), кофе растворимый весовой и фасованный без добавок (за исключением фиточаев, чайных и кофейных напитков, наборов, кофе без кофеина)».
Вместе с тем остаются некоторые неясные моменты. Например, госрегулирование цен на свежий картофель и свеклу (и некоторые другие товарные позиции) есть, а на картофель и свеклу, расфасованные в перфорированную тару или сетку, — нет.
Ответственность за нарушение порядка ценообразования
Согласно ст. 12.4 КоАП нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) оптовых и (или) торговых надбавок влечет штраф на ИП или юрлицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством.
Административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. Контролем за ценами занимается КГК и МАРТ. Нарушение порядка ценообразования может быть выявлено и по обращениям граждан.