Реклама: каких изменений ожидать?

Министерство антимонопольного регулирования и торговли представило проект дополнений и изменений в Закон «О рекламе» (далее — Проект). Цель Проекта — привести Закон в соответствие с нормами Декрета «О развитии предпринимательства», а также урегулировать спорные и неразрешенные вопросы в сфере рекламы. Проект предусматривает много интересных изменений, причем не все из них содержались в Декрете. Рассмотрим наиболее значимые, на наш взгляд, изменения, которые предлагается внести.

Обновлено
Попова Екатерина

юрист компании «РЕВЕРА»

5326 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Телемагазин как форма рекламы

Проект предлагает определить понятие «телемагазин» и добавить его в основные термины Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Реклама в форме телемагазинов должна будет размещаться только в перерывах между передачами. Минис-терство антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ) обосновывает такое предложение тем, что частый показ телемагазинов во время рекламных пауз, прерывающих передачи и художественные фильмы, может спровоцировать потребителей рекламы на необдуманные траты. А некоторые из реализуемых в телемагазинах товаров надлежащего качества (например, бижутерия, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии) не подлежат возврату в соответствии с законодательством.

Справочно.
Телемагазин — форма рекламы товаров на телевидении, позволяющей осуществить приобретение этих товаров без (вне) торгового объекта.

Отмена согласования наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах

Процедура согласования наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах уже отменена Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7). В связи с этим данная процедура также отменяется согласно Проекту. Поскольку Декрет № 7 уже вступил в силу, полагаем, что это положение Проекта будет содержаться в новой редакции Закона о рекламе. При этом согласовывать наружную рекламу и рекламу на транспортных средствах специфических товаров по-прежнему нужно. Отметим, что процедура по получению разрешения на средство наружной рекламы продолжит действовать. Проект вслед за Декретом № 7 также вносит некоторые изменения в сроки и процедуру получения паспорта наружной рекламы.

Ограничение на указание в рекламе информации о наградах и премиях, позиции в рейтинге

Добавлено ограничение в отношении указания в рекламе информации о наградах, позиции в рейтинге, отличительных знаках или иной символике. Предлагается ограничить использование такой информации: в рекламе на телевидении и радио данные сведения должны озвучиваться не более 3 секунд и (или) занимать не более 3 % площади кадра, а при размещении (распространении) рекламы иными способами — не более 3 % площади рекламы. При этом не все награды подпадают под эти ограничения.

Справочно.
Ограничительные требования по символике не распространяются на содержащуюся в рекламе информацию о соревнованиях, конкурсах, рейтингах, об их результатах, о наградах, об отличительных знаках или иной символике в сферах здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, спорта, социальной защиты населения, обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны окружающей среды и иной символике, предусмотренной законодательством.

На маркировку товаров Проект данные ограничения не распространяет (исходя из широкого определения рекламы согласно Закону о рекламе информация, размещенная на товаре или его упаковке, также признается рекламой). Поэтому на товары или их упаковки информация о наградах, позиции в рейтинге, отличительных знаках или иной символике по-прежнему может быть нанесена.

Запрет на спам

Проект устанавливает запрет на распространение рекламных материалов через почтовые ящики (кроме распространения рекламных СМИ) без получения предварительного согласия их владельцев в письменной или электронной форме. При этом рекламодатель и (или) рекламораспространитель обязаны по первому требованию владельца почтового ящика незамедлительно прекратить доставку ему рекламных материалов.

В обоснование таких изменений МАРТ объяснил, что данный запрет преследует две цели: заботу о санитарном состоянии подъездов и придомовых территорий, а также упрощение выполнения операторами почтовой связи функций по доставке корреспонденции.

Отмена согласования некоторых видов рекламы лекарственных средств и БАДов

Реклама лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения, медицинской техники подлежит согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь согласно действующему законодательству.

Справочно.
Реклама БАДов в настоящее время подлежит согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

В соответствии с действующим Законом о рекламе согласованию не подлежит:

— реклама, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и которая распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;

— реклама лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники, размещение которой осуществляется в специализированных печатных изданиях, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

— реклама работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащая исключительно сведения, указанные в лицензии на медицинскую деятельность, и контактную информацию.

Проект предлагает отменить согласование наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, изделий медицинского назначения и медицинской техники и БАДов.

Таким образом, производители и поставщики лекарственных средств смогут рекламировать лекарственные средства, медицинские изделия и БАДы без прохождения процедуры согласования рекламы, если реклама будет размещаться на транспортных средствах или на средствах наружной рекламы.

Кроме того, предлагается отменить согласование рекламы работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, поскольку такая деятельность подлежит лицензированию.

Также планируется отменить согласование рекламы, содержащей исключительно торговые названия и (или) международные непатентованные наименования лекарственных средств, наименования изделий медицинского назначения или медицинской техники, их товарные знаки, изображение этих товаров и (или) их упаковки.

Расширение способов допустимой рекламы алкогольных напитков

Проект в соответствии с положениями Декрета № 7 допускает проведение рекламных мероприятий (в целях рекламы алкогольных напитков) в объектах общественного питания. Отметим, что Закон о рекламе в действующей редакции запрещает бесплатное распространение алкогольных напитков, за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях. Поэтому предлагается расширить допустимые способы рекламы алкогольных напитков и разрешить проведение рекламных мероприятий, направленных на рекламу таких напитков, в объектах общественного питания.

Уточнение требований к рекламе о трудоустройстве и учебе за границей

Поскольку Декрет № 7 отменил согласование наружной рекламы и рекламы на транспорте, Проект также отменяет требование о согласовании рекламы о трудоустройстве и учебе граждан за пределами Беларуси, если реклама является наружной или размещается на транспорте. В случае указания в рекламе размера заработной платы такие сведения должны быть документально подтверждены и содержаться в договоре о трудоустройстве. Информация в рекламе должна соответствовать тексту договора о трудоустройстве.

Справочно.
Определен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в рекламе о трудоустройстве и в рекламе об учебе за пределами Беларуси:
— наименование или имя рекламодателя, его место нахождения или место жительства (место пребывания), контактные данные;
— номер лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;
— информация о требуемых профессиях (специальностях) и характере будущей работы.

Реклама об учебе за пределами Беларуси в соответствии с Проектом должна содержать:

— наименование или имя рекламодателя, его место нахождения или место жительства (место пребывания), контактные данные;

— наименование и место нахождения учреждения образования, предлагающего услуги по учебе за пределами Республики Беларусь, его контактные данные;

— информацию о программах обучения с указанием специальностей, продолжительности, языка обучения, об условиях поступления и учебы, в том числе о перечне документов, необходимых для поступления в учреждение образования, требованиях к уровню владения языком обучения, стоимости учебы либо содержать ссылку на указанную информацию на сайте учреждения образования в сети Интернет;

— сведения об условиях и месте проживания студентов во время учебы за пределами Республики Беларусь.

Иные изменения

Проект устанавливает запрет на указание в рекламе банковских вкладов (депозитов) иных выражений доходности, кроме процентов по вкладу (депозиту).

Важным изменением, содержащимся в Проекте, также является исключение требования о том, что размещаемая (распространяемая) на территории Беларуси реклама товаров, производимых на этой территории, должна изготавливаться только с привлечением организаций Республики Беларусь и (или) граждан Республики Беларусь. Таким образом, в случае принятия Проекта иностранные граждане смогут рекламировать товары, произведенные в Беларуси, а иностранные организации — производить рекламу белорусских товаров.

5326 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
На практике часто встречается ситуация, когда работник по тем или иным причинам не может выполнять свои трудовые обязанности в течение определенного периода времени в свя...
Регулирование труда отдельных категорий работников