Вы на портале

Реклама на асфальте: правовое регулирование

В последнее время в г. Минске начато несколько административных дел за размещение незаконной рекламы на асфальте. Кроме оплаты штрафа нарушителям придется удалить надписи и привести асфальт в надлежащий вид. Также отдельным субъектам хозяйствования вынесены предписания Минским горисполкомом по устранению нарушений законодательства о рекламе. Рассмотрим правовые аспекты размещения (распространения) рекламы на асфальте.

Обновлено
Гаврильчик Инна
Гаврильчик Инна

Начальник сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

4895 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон) наружная реклама — это реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах.

В силу приведенного определения реклама, наносимая на тротуары, является наружной рекламой.

Разрешение на размещение наружной рекламы

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 13 Закона, наружная реклама должна быть согласована субъектом хозяйствования, получившим разрешение (паспорт) на размещение средства наружной рекламы, с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом (в зависимости от территории размещения).

Вместе с тем в п. 4 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 (далее — Положение), определены исключения из данного правила для отдельных средств наружной рекламы. Под это исключение в общем случае подпадает и реклама на тротуаре площадью не более 0,5 м2.

Так, в соответствии с п. 4 Положения вышеуказанное законодательное требование не распространяется на средства наружной рекламы, включенные в Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 (далее — Перечень), за исключением размещаемых на поверхности зданий (сооружений), являющихся историко-культурными ценностями, либо в зонах их охраны.

Согласно п. 5 Перечня без получения разрешения местного исполнительного и распорядительного органа (оформления паспорта средства наружной рекламы) могут размещаться плакатницы и иные выносные рекламные конструкции с площадью рекламного поля до 1 м2, иные средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 м2, за исключением кронштейнов и средств наружной рекламы, располагаемых в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.

Таким образом, реклама на тротуарах, имеющая площадь рекламного поля до 0,5 м2, подпадает под действие п. 4 Положения и п. 5 Перечня.

Справка

Рекламное поле — это поверхность средства наружной рекламы, которая может быть использована для нанесения (воспроизведения) наружной рекламы.

В силу приведенных норм для размещения (распространения) наружной рекламы на тротуаре, имеющей площадь рекламного поля до 0,5 м2, не требуется получать разрешение местного исполнительного и распорядительного органа (оформлять паспорт средства наружной рекламы).

Согласование наружной рекламы

Учитывая то, что на перечисленные в вышеназванном Перечне средства наружной рекламы (в том числе на средства наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 м2) получение разрешения не требуется, из части второй п. 2 ст. 13 Закона следует, что не требуется и получение согласования.

Поскольку паспорт на такие средства наружной рекламы не оформляется, то с местным исполнительным и распорядительным органом не заключается договор на размещение (распространение) наружной рекламы.

Это означает, что размещение (распространение) на тротуаре наружной рекламы, имеющей площадь рекламного поля до 0,5 м2, не требует внесения платы в местный бюджет за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

Однако следует учитывать, что рассматриваемая реклама может размещаться только в тех местах, в которых это не запрещено действующим законодательством.

Так, согласно п. 3 ст. 13 Закона размещение средства наружной рекламы в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог не допускается. Полоса отвода — это земельный участок, предоставленный владельцу автомобильной дороги, в пределах которого размещаются автомобильная дорога, объекты дорожного сервиса, а также здания и сооружения, предназначенные для ее содержания (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности»).

Из п. 4 Положения следует, что средства наружной рекламы, включенные в Перечень, не могут размещаться без согласования наружной рекламы и получения разрешения (паспорта) на размещение средства наружной рекламы местного исполнительного и распорядительного органа в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, крас-ных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.

При этом в случае размещения (распространения) рассматриваемой рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов также требуется согласование сюжета наружной рекламы.

Справка

Согласно п. 3.5 СТБ 1581-2008 «Средства наружной рекламы. Общие технические требования и правила размещения» (далее — СТБ) придорожные полосы (контролируемые зоны) — это земельные участки, прилегающие с обеих сторон к полосе отвода и имеющие особые условия использования. В соответствии с п. 3.8 СТБ красные линии — это условные линии, предусмот-ренные градостроительной документацией для отделения территорий улиц, дорог и площадей от территорий, предназначенных под застройку или для иного использования.

В силу части первой ст. 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Лицо, размещающее наружную рекламу, в том числе наружную рекламу с площадью рекламного поля до 0,5 м2, на чужом имуществе (в рассматриваемом случае это тротуары, которые, как правило, находятся в управлении у коммунальных служб населенных пунктов), фактически использует это имущество в собственных целях. В силу гражданского законодательства такое использование возможно только с согласия собственника (или уполномоченного им лица) этого имущества.

Согласно ст. 291 Закона к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Таким образом, размещение (распространение) наружной рекламы с площадью рекламного поля до 0,5 м2 на тротуаре будет правомерным при следующих условиях:

  1. наличие разрешения (паспорта) на размещение средства наружной рекламы местного исполнительного и распорядительного органа и согласование сюжета наружной рекламы, если эта реклама размещается в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов;
  2. наличие согласия собственника (уполномоченного лица) при размещении такой рекламы за пределами придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильных дорог, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.

Ответственность

За нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе, в том числе размещение (распространение) рекламораспространителем на территории Республики Беларусь рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным государственным органом, без такого согласования, предусмотрена административная ответственность. Так, в соответствии со ст. 12.15 КоАП данное нарушение влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 50 базовых величин.

4895 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№12, декабрь 2015
3238