Содержание:
Ситуация:
ООО «Авто-КРАН» (далее — лизингодатель) передало в лизинг строительной организации УП «Буровик-экспресс» (далее — лизингополучатель) буровую установку на базе автомобиля ГАЗ-66. На кузове транспортного средства до его передачи в лизинг была размещена информация с наименованием лизингодателя, его местом нахождения и контактными телефонами. Лизингополучатель обратился к лизингодателю с требованием удалить информацию с транспортного средства либо согласовать размещение своей рекламы.
Вопрос: Правомерны ли требования лизингополучателя и как следует действовать в данной ситуации?
Когда информация на транспортном средстве является рекламой
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) реклама — информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абз. 10 ст. 2 Закона о рекламе).
К объектам рекламирования относятся, в частности, продукция, товар, работа или услуга, сама организация в целом (абз. 7 ст. 2 Закона о рекламе).
Исходя из того, что законодательство не предусматривает обязанность по размещению информации о лизингодателе на транспортном средстве, можно сделать вывод, что размещение информации о лизингодателе на транспортном средстве является рекламой, поскольку целью размещения такой информации является привлечение внимания к лизингодателю, формирование и поддержание интереса к нему и (или) продвижение его на рынке.
Справочно.
Не является рекламой информация, обязанность по размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством (абз. 3 п. 2 ст. 1 Закона о рекламе).
Когда имеет место факт оказания услуг по размещению рекламы
Исходя из разъяснения Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ), размещенного на сайте МАРТ 27.05.2022 (короткая ссылка — clck.ru/352rNn), факт оказания рекламных услуг отсутствует, если лизингополучатель самостоятельно размещает (распространяет) собственную рекламу на арендованном транспортном средстве, то есть когда лизингополучатель одновременно выступает в роли рекламораспространителя и рекламодателя.
Справочно.
Рекламодатель — организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь (абз. 13 ст. 2 Закона о рекламе).
Рекламораспространитель — организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств (абз. 15 ст. 2 Закона о рекламе).
В данном разъяснении МАРТ исходит из правовой природы договора лизинга, который является разновидностью договора аренды. По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность имущество и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование (ч. 1 ст. 636 ГК).
Несмотря на то, что собственником транспортного средства является лизингодатель, лизингополучатель на время действия договора лизинга транспортного средства становится его владельцем и использует его. В частности, он осуществляет государственную регистрацию транспортного средства, необходимую для его участия в дорожном движении (пп. 11, 17 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849 «О государственной регистрации и государственном учете транспортных средств»).
Таким образом, лизингополучатель при размещении информации (на-именования и реквизитов) лизингодателя на предоставленном по договору лизинга транспортном средстве выступает в роли распространителя рекламы лизингодателя. Лизингополучатель фактически оказывает услуги по размещению (распространению) рекламы, а лизингодатель выступает в роли рекламодателя.
В силу ч. 2 и 3 подп. 2.5 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее — Указ № 131) договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. Иначе оказание таких услуг является незаконным.
Следовательно, для законного размещения рекламы лизингодателя на транспортном средстве, переданном лизингополучателю, необходимо в договоре лизинга, предусматривающем размещение рекламы, указать стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы лизингополучателем. Можно также включить в договор указание на документ, который будет содержать информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период (например, акт оказанных услуг), с указанием, что данный документ является неотъемлемой частью договора.
Представляется правомерным также заключение отдельного договора между лизингодателем и лизингополучателем на оказание услуг по размещению (распространению) рекламы в дополнение к договору лизинга.
Оплата сбора за размещение (распространение) рекламы
В соответствии с Указом № 131 размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, осуществляемое на основании возмездного договора, предусматривающего оказание рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы, облагается сбором за размещение (распространение) рекламы (далее — рекламный сбор) (подп. 2.3 п. 2 Указа № 131).
Справочно.
Плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями (ч. 1 подп. 2.1 п. 2 Указа № 131).
Лизингодателю, выступающему в роли рекламодателя, необходимо будет оплатить рекламный сбор за оказание ему лизингополучателем услуг по размещению (распространению) рекламы.
Согласно ч. 1 подп. 2.5 п. 2 Указа № 131 размер рекламного сбора рассчитывается исходя из стоимости фактически оказанных услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.
Ставка рекламного сбора при размещении (распространении) рекламы на транспортном средстве установлена в размере 10 % стоимости оказанных услуг (абз. 2 подп. 2.6 п. 2 Указа № 131).
Согласование размещения рекламы
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) устанавливает требование о согласовании содержания рекламы перед ее размещением на транспортном средстве (абз. 5 подп. 4.6 п. 4 Декрета № 7).
Справочно.
В соответствии с абз. 6 ч. 1 подп. 4.6 п. 4 Декрета № 7, п. 1 Положения о согласовании рекламы без согласования разрешено размещать (распространять) на транспортном средстве рекламу, которая содержит исключительно информацию:
— о субъектах хозяйствования, осуществляющих на данном транспортном средстве перевозку пассажиров и (или) грузов;
— владельце данного транспортного средства;
— товарных знаках и (или) знаках обслуживания, используемых для обозначения товаров, работ и (или) услуг указанных лиц;
— продаже данного транспортного средства;
— номере телефона диспетчера такси.
Без согласования с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения юридического лица, являющегося владельцем транспортного средства, можно размещать (распространять) на данном транспортном средстве рекламу, которая содержит исключительно информацию в том числе о владельце данного транспортного средства (абз. 6 ч. 1 подп. 4.6 п. 4 Декрета № 7, п. 1 Положения о порядке согласования содержания наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.2021 № 561 (далее — Положение о согласовании рекламы)).
Согласование содержания рекламы проводится бесплатно в рамках административной процедуры через службу «одно окно». Срок его проведения — 5 рабочих дней, а в случае необходимости запроса документов и (или) сведений от других госорганов — 15 рабочих дней (подп. 8.14.1 п. 8 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»; п. 154 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2018 № 740 «Об административных процедурах, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», п. 7 Положения о согласовании рекламы).
Поскольку на время действия договора владельцем транспортного средства выступает лизингополучатель, то для размещения на транспортном средстве рекламы, содержащей информацию о лизингодателе, необходимо предварительно согласовать ее содержание с исполкомом по месту нахождения лизингополучателя. В соответствии с ч. 1 п. 3 Положения о согласовании рекламы для согласования содержания рекламы на транспортном средстве в исполком необходимо обращаться именно рекламодателю, то есть в рассматриваемой ситуации — лизингодателю.
Частью 2 подп. 4.6 п. 4 Декрета № 7 установлено, что при наличии согласования содержания рекламы при последующем ее размещении (распространении) повторно согласовывать содержание рекламы с исполкомом не требуется. То есть, согласовав содержание рекламы, ее можно разместить на неограниченном количестве транспортных средств.
Размещение на переданном в лизинг транспортном средстве рекламы без предварительного согласования ее содержания будет являться нарушением законодательства со стороны лизингодателя, поэтому лизингодателю необходимо удалить информацию (наименование и реквизиты) о себе с указанного транспортного средства, согласовать содержание данной информации с исполкомом по месту нахождения лизингополучателя и только после согласования разместить ее на транспортном средстве, переданном в лизинг.
Выводы
1. Информация о лизингодателе на транспортном средстве, переданном в лизинг, является рекламой.
2. Лизингополучатель при размещении информации о лизингодателе на переданном в лизинг транспортном средстве выступает в роли распространителя рекламы лизингодателя. Лизингодатель выступает в роли рекламодателя.
3. Услуги по распространению рекламы должны быть возмездными, в связи с чем в договор лизинга должно быть включено соответствующее условие об оплате услуг лизингополучателя по размещению (распространению) рекламы лизингодателя.
4. Лизингодателю, выступающему в роли рекламодателя, необходимо оплатить рекламный сбор.
5. Лизингодателю необходимо удалить информацию (наименование и реквизиты) о себе с транспортного средства, переданного в лизинг, согласовать содержание данной информации с исполкомом по месту нахождения лизингополучателя и только после согласования разместить ее на транспортном средстве, переданном в лизинг.