Вы на портале

Реклама рекламных игр: возможности и ограничения

Рекламная игра — это популярный инструмент стимулирования продаж. Эффективность проведения рекламной игры зависит в том числе от ее рекламы. 

Какие мероприятия являются рекламными? Какие требования установлены законодателем для рекламы рекламных игр и иных рекламных активностей? Какие есть ограничения? Какие ошибки совершают организаторы рекламных игр?

Рудкевич Анастасия
Рудкевич Анастасия

Юрист направления «Банки, финансы, коммерческое право» юридической компании REVERA

7294 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Когда мероприятие является рекламным?

При решении вопроса об отнесении мероприятия к рекламному следует исходить из наличия в нем признаков рекламы. Такие признаки вытекают из определения термина «реклама», приведенного в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон № 225-З). 

К ним относятся: 

— наличие информации об объекте рекламирования (название рекламной игры, срок ее проведения, призовой фонд);

— распространение указанной информации в любой форме с помощью любых средств (например, посредством публикации на странице в Instagram);

— направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и/или его продвижение на рынке (проведение мероприятия направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание интереса к нему и/или продвижение его на рынке).

Отметим, что термин «рекламные мероприятия» отдельно в законодательстве не определяется и включает в себя рекламные игры, рекламные акции и иные разновидности рекламных мероприятий. 

Что такое рекламная игра?

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь» (далее — Указ № 51) под рекламными играми понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры.

При этом к рекламным играм не относятся: 

1) рекламные акции (маркетинговые мероприятия, в ходе которых все их участники, выполнившие условия, получают одинаковые подарки);

2) лотереи;

3) займы, вклады (депозиты), ценные бумаги, условием дополнительной выплаты по которым является розыгрыш, в ходе которого случайным образом определяются выигравшие лица;

4) конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и/или представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование.

Чтобы такой конкурс не был признан рекламной игрой, он должен быть проведен в средстве массовой информации юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, или на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта.

Справочно.
Указом № 51 установлен порядок организации и проведения рекламных игр:
— порядок регистрации рекламных игр;
— требования, предъявляемые к содержанию правил проведения рекламных игр;
— требования к призовому фонду;
— требования к составу комиссии и др.

Иными словами, конкурс, проводимый организацией, например, в Instagram, даже при условии, что для участия в нем не нужно приобретать товары указанной организации, а необходимо, например, сделать репост или прокомментировать пост, является рекламной игрой, поскольку организация не является собственником Instagram. 

Какие ошибки допускают организаторы рекламных игр?

Среди наиболее частых нарушений, допускаемых организаторами рекламных игр, отметим следующие:

1) указание в правилах проведения рекламной игры неверного срока окончания рекламной игры.

Сроком окончания рекламной игры является наиболее поздняя из следующих дат: дата проведения розыгрыша, дата опубликования результатов, дата выдачи призов. Например, если розыгрыш проходит 01.08.2021, призы выдаются до 30.08.2021, а результаты публикуются до 16.08.2021, то сроком окончания рекламной игры будет являться 30.08.2021;

2) включение в состав комиссии только работников организатора рекламной игры.

Согласно п. 8 Указа № 51 в состав комиссии обязательно должен входить хотя бы один член комиссии, который не состоит в трудовых отношениях с организатором;

3) публикация правил проведения рекламной игры в печатном средстве массовой информации после начала рекламной игры или в неполном объеме;

4) публикация результатов рекламной игры в неполном объеме, то есть публикация не содержит всех сведений, установленных законодательством (номер свидетельства о государственной регистрации рекламной игры, дату принятия решения о ее государственной регистрации и другие сведения, установленные п. 11 Указа № 51).

Каковы требования к рекламе рекламного мероприятия?

Сложно себе представить проведение маркетинговых мероприятий, которое бы не сопровождалось рекламой такого мероприятия. 

Так, реклама маркетинговых мероприятий должна содержать: 

• номера контактных телефонов, доменное имя сайта в сети Интернет, на котором размещена информация о рекламном мероприятии, или номер и дату выпуска печатного средства массовой информации, содержащего информацию о рекламном мероприятии;

• информацию о наименовании и сроках проведения рекламного мероприятия (если такие сроки предусмотрены).

Справочно.
Требования к рекламе рекламных игр, лотерей, иных рекламных мероприятий установлены ст. 23 Закона № 225-З.

При этом размещать информацию об организаторе рекламного мероприятия не требуется.

Следует отметить, что с 8 июля 2021 г. предусмотрены требования к «формату» размещения такой информации: 

— в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе срок размещения не должен превышать 5 секунд;

— указанная выше информация должна занимать не менее 10 % площади рекламы;

— в рекламе на радио указанная информация должна быть озвучена.

Есть ли ограничения?

Законодательство о рекламе содержит некоторые запреты и ограничения в части размещения рекламы рекламного мероприятия (ст. 23 Закона № 225-З). Так, при размещении рекламы рекламной игры, акции, лотереи не допускается:

— использовать образы несовершеннолетних;

— использовать высказывания, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;

— осуждать неучастие в лотереях, играх.


Дополнительно по теме:
>>Рекламные мероприятия: важные аспекты защиты объектов интеллектуальной собственности и авторских прав (видео)

7294 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме