Вы на портале

Совместная система сбора отходов потребления: в чем выгода?

В течение последних нескольких лет принят ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в области обращения с отходами.

Одним из действенных механизмов охраны окружающей среды и природопользования сегодня является организация компаниями собственной системы сбора отходов самостоятельно или совместно с другими заинтересованными организациями. Данный механизм был закреплен Положением о порядке, условиях применения и требованиях к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 (далее — Постановление).

Разберемся, как это работает и в чем заключается выгода.

Пецукевич Елена
Пецукевич Елена

Начальник юридического отдела ООО "Риверсайд Девелопмент Лимитед"

Ленковец Евгений
Ленковец Евгений

Юрист ООО «Ревера Лигал»

9787 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое совместная система сбора отходов?

Предположим, что есть ООО «П» — поставщик стиральных машин в Рес­публику Беларусь. 

Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее — Указ) для ООО «П» установлена обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и/или использование отходов потребления товаров, аналогичных ввозимым (в рассматриваемом случае — стиральных машин и другой бытовой техники).

ООО «П» может исполнить обязанность по сбору и обезвреживанию стиральных машин, утративших свои потребительские качества (отходов потребления), одним из двух способов (подп. 1.1 п. 1 Указа), а также их комбинацией:

1) применить собственную систему сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки;

2) заключить с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее — Оператор) договор об организации сбора, обезвреживания и/или использования отходов товаров и упаковки и вносить плату на его специальный счет. Данная плата не является налогом, но носит обязательный характер.

При этом собственная система сбора отходов может быть организована одним из двух способов:

1) поставщиком товаров самостоятельно*. 

* Данный способ в статье не рассматривается.

Это достаточно затратный способ, поскольку необходимо обеспечить поставщика соответствующим оборудованием и соблюсти множество технических требований;

2) путем создания совместной системы сбора отходов товаров с другими производителями и поставщиками и/или организациями, осуществляющими сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку, обезвреживание и/или использование отходов (путем создания нового юридического лица совместно с указанными организациями или путем вхождения в состав участников уже созданного юридического лица). 

Рассмотрим второй способ более подробно.

В чем главный плюс совместной системы?

Совместная система сбора отходов позволяет компаниям в среднесрочной перспективе  сократить затраты, которые они несут по договору об организации сбора отходов с Оператором.

Если ООО «П» ввозит на территорию Беларуси 100 стиральных машин (код по ТН ВЭД ЕАЭС 8450) общей стоимостью 100 000 рублей (указанные товары включены в Перечень товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа (приложение 4 к Постановлению)), то размер платы за организацию сбора, обезвреживания и/или использования отходов таких товаров Оператором составит 3 % от стоимости товара, то есть 3000 рублей (3 % от 100 000).

В случае организации совместной системы сбора отходов количество отходов потребления, подлежащих сбору, обезвреживанию и/или использованию в отчетном периоде (квартале), рассчитывается по формуле:

КТ x Н,

где КТ — количество товара, в отношении которого возникла обязанность по обеспечению сбора отходов в отчетном периоде;

Н — норматив сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, установленный в приложении.

Норматив сбора отходов электрического и электронного оборудования составляет не менее 30 %. Произведя расчет, получаем 100 (количество товара) x 0,3 (норматив сбора) = 30 стиральных машин в квартал должен самостоятельно собрать поставщик и передать на переработку (обезвреживание), чтобы не вносить плату за организацию сбора отходов Оператору. 

Для поставщиков выполнить такой норматив сбора затруднительно, поскольку территория сбора ограничена и требует финансовых вложений. Собрать такое количество стиральных машин гораздо проще, если привлечь к сбору организацию, основным видом деятельности которой является сбор и обезвреживание отходов. У таких организаций налажены производственные процессы и достаточно технического оснащения, что позволяет им установить цену за сбор и переработку (обезвреживание) отходов потребления ниже, чем плата за организацию сбора, перечисляемая на счет Оператора. При этом указанные организации ведут отдельный учет отходов, которые они собирают: 1) для ООО «П» и 2) для себя в процессе осуществления своего основного вида деятельности. 

Используя совместную систему сбора отходов, ООО «П» обеспечивает свой норматив сбора соответствующих отходов потребления, передает их на переработку (обезвреживание) и подает отчет Оператору об исполнении своей обязанности, установленной Указом (при условии соблюдения норматива сбора).

Затраты ООО «П» на организацию и функционирование собственной системы сбора отходов (стоимость сбора и переработки (обезвреживания) отходов), как и его плата на счет Оператора, включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.

Очевидно, что при поставках крупных партий товаров совместная система сбора отходов по нормативам экономически более целесообразна.  

Каков алгоритм создания совместной системы?

Шаг 1. Образование совместного юридического лица — вхождение ООО «П» в состав организации, осуществляющей сбор и обезвреживание отходов как основной вид деятельности.

Шаг 2. Заключение ООО «Поставщик» и совместным юридическим лицом договора на сбор отходов потребления, в рамках которого поставщик поручает совместному юридическому лицу осуществить от имени, за счет и для поставщика сбор необходимых отходов потребления. 

При этом право собственности на отходы потребления возникает у поставщика (п. 1 ст. 861 ГК).

Шаг 3. Совместное юридическое лицо осуществляет сбор отходов потребления. 

Шаг 4. Совместное юридическое лицо передает собранные отходы потребления в адрес ООО «П». Такая передача оформляется товарной накладной и не является отчуждением (п. 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»), поскольку право собственности на отходы потребления возникло у ООО «П».

Шаг 5. ООО «П» передает собранные отходы потребления переработчику на последующее обезвреживание и/или использование. Такая передача может осуществляться 1) совместному юридическому лицу либо 2) другому юридическому лицу. 

Если переработчиком является совместное юридическое лицо, то процедуру взаимодействия можно оформить одним договором.

Шаг 6. ООО «П» подает отчет Оператору об исполнении своей обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и/или использования отходов потребления товаров, установленной Указом. 

Резюме.
Сбор отходов потребления в рамках совместной системы предполагает:
1) непосредственный сбор отходов потребления, который может осуществляться совместным юридическим лицом для ООО «П»;
2) передачу собранных отходов потребления от ООО «П» к организации-переработчику для обезвреживания и/или использования.
Создание совместной системы сбора отходов потребления способствует увеличению объемов сбора (заготовки) вторичного сырья из отходов потребления, что благоприятно сказывается как на состоянии окружающей среды, так и на развитии перерабатывающей отрасли в целом.
Закрепление на законодательном уровне возможности создания совместной системы сбора отходов позволяет реализовывать один из важных принципов государственной политики — баланс частных и публичных интересов.

9787 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме