Вы на портале

Реорганизация как повод для проверки

Вопрос: Могут ли государственные органы (ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах, иные) провести проверку юридического лица в связи с реорганизацией?

Скородулина Анна
Скородулина Анна

Старший юрист Borovtsov & Salei

4162 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответ: Да, могут.

Порядок назначения проверок установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).

По общему правилу проверка проводится на плановой основе при включении субъекта в план выборочных проверок, который составляется на полугодие (п. 9 Указа № 510). В случаях, перечисленных в п. 8 Указа № 510, могут также назначаться внеплановые проверки (как правило, при наличии сведений об имевшем место правонарушении).

Реорганизация не относится к числу случаев назначения внеплановых проверок (п. 8 Указа № 510) и сама по себе не является основанием для обязательного включения в план выборочных проверок реорганизуемой организации или ее правопреемника. Но данное событие может повлиять на решение контролирующих органов о проведении проверки в отношении реорганизованной организации (ее правопреемника) в будущем.

Так, включение в план выборочных проверок осуществляется по итогам оценки степени риска нарушения субъектом законодательства. Каждый из контролирующих органов (перечень утвержден Указом № 510) в отношении подведомственной сферы контроля определяет свой перечень критериев оценки степени риска и соответствующие им баллы «опасности».

При составлении плана выборочных проверок субъекты хозяйствования оцениваются по количеству начисленных им баллов в сравнении с усредненной величиной, вычисленной по специальной формуле по всем оцениваемым субъектам, — индикатором высокой степени риска (п. 9 Методики формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43).

При этом не все контролирующие органы относят реорганизацию к критериям оценки степени риска. К примеру, в перечне критериев налоговой указан «субъект, прошедший реорганизацию» с баллом 3 (п. 20 приложения 1, п. 32 приложения 2, п. 24 приложения 4 к приказу Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.02.2018 № 20, далее — приказ МНС № 20). Учитывая, что согласно данному приказу баллы начисляются в диапазоне от -2 до 9, степень «опасности» реорганизации в сравнении с иными критериями, установленными налоговой, не так высока.

В перечнях критериев оценки степени рисков в сфере государственного социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний реорганизация вообще не указана.

Таким образом, реорганизация сама по себе не влечет назначение проверки, но может в числе иных критериев стать причиной включения в ближайший план выборочных проверок.

Вопрос: В течение какого срока произошедшая реорганизация может повлиять на назначение проверки?

Ответ: Как правило, в течение одного года с момента реорганизации.

Определение критериев оценки степени риска (в числе которых может быть и реорганизация) для включения субъекта хозяйствования в план выборочных проверок осуществляется за определенный период.

Так, в соответствии с подп. 2.4 п. 2 приказа МНС № 20 критерии оценки степени риска определяются за календарный год, предшествующий году, в котором формируется план выборочных проверок, или текущий период года, в котором формируется план выборочных проверок, а по отдельным критериям — за 2 или 3 года.

Критерий реорганизации, согласно приказу МНС № 20, учитывается за год, предшествующий составлению плана проверок.

Следовательно, по истечении года после реорганизации данное событие не сможет повлиять на назначение проверки.

Однако следует иметь в виду, что поводом к проверке могут стать иные события, сопровождающие реорганизацию или являющиеся ее результатом. Например, согласно п. 9 приложения 1 к приказу МНС № 20 критерием оценки степени риска является также «снижение налоговой нагрузки на доходы проверяемого субъекта в календарном году <*> более 20 % по сравнению с предыдущим годом при стабильной или увеличивающейся налоговой нагрузке по другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям данной отрасли (данного вида экономической деятельности), с учетом применяемой ставки налога на добавленную стоимость». Данный критерий оценивается за 2 года.

Вопрос: В отношении каких участников реорганизации (правопредшественника(ов) или правопреемника(ов)) может быть назначена проверка?

Ответ: И те и другие могут быть включены в план выборочных проверок в зависимости от определенных по ним критериев оценки степени риска.

Так, согласно приказу МНС № 20 проверка может быть назначена как в отношении правопреемника, так и в отношении реорганизованной организации, если она продолжит свое существование после реорганизации, поскольку обоих можно считать «субъектами, прошедшими реорганизацию».

При этом если налоговая нагрузка уменьшилась только у правопреемника, то для него вероятность проверки повышается, поскольку имеется дополнительный критерий оценки степени риска наряду с реорганизацией.

Необходимо учитывать, что если реорганизуемый субъект до начала реорганизации уже был включен в план выборочных проверок, то до внесения в его устав изменений в связи с реорганизацией либо до регистрации создаваемых в результате реорганизации юрлиц проверка должна быть завершена (абз. 10 ч. 1 п. 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, далее — Положение). Нарушение данного требования может являться основанием для признания государственной регистрации недействительной (п. 26 Положения).

Также следует иметь в виду, что реорганизация не освободит от проверки.

Согласно п. 13 Указа № 510 в случае, если проверяемый субъект, включенный в план выборочных проверок, реорганизован до начала выборочной проверки, контролирующий (надзорный) орган, запланировавший проверку, либо иной контролирующий (надзорный) орган, входящий в состав (систему) соответствующего государственного органа, ответственного за формирование сводных планов проверок, не позднее месяца, следующего за месяцем начала проверки, указанным в плане, вправе назначить и провести выборочную проверку в отношении юридического лица — правопреемника без внесения изменений в план выборочных проверок.

4162 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме