Вы на портале

Юрист должен обеспечить правовую безопасность бизнеса и минимизировать риски

617 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Краткая справка
Родился в 1988 г. в г. Костюковичи Могилевской области.
Образование: окончил юридический факультет Белорусского государственного университета, квалификация — юрист.
Опыт работы: практикующий юрист с 2011 г. (ведущий юрисконсульт КУП «Минская овощная фабрика», юрисконсульт унитарного предприятия «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»).
С 2020 г. — ведущий юрисконсульт СП «Перно Рикар Минск» ООО (далее — Перно Рикар).


— Дмитрий, расскажите, пожалуйста, что повлияло на Ваш выбор профессии. Всегда ли Вы хотели стать юристом?

— С выбором профессии у меня не возникло особых трудностей, профессия юриста мне была очень интересна. К тому же, будучи школьником, я регулярно участвовал и побеждал в различных олимпиадах по истории и обществоведению, а с такой базой юридический факультет — самое подходящее место. При этом, готовясь к поступлению, как и многие абитуриенты юрфака, я видел применение своей будущей юридической специальности в работе прокурора или следователя, но после окончания БГУ стал юристом-хозяйственником и ни разу об этом не пожалел.

— Каким, на Ваш взгляд, должен быть успешный инхаус-юрист?

— За годы работы у меня сложилось убеждение, что главный успех инхаус-юриста состоит в минимизации рисков, а те проблемы, которые все-таки возникают, должны быть заранее известны и понятны пути их решения или минимизации негативных последствий.

— Как много сотрудников в Вашей юридической службе?

— Коллектив у нас небольшой, но очень сплоченный и состоит из меня и еще одного юрисконсульта. Мне всегда очень везло с коллегами, настоящими профессионалами своего дела и очень интересными людьми, и наша текущая юридическая служба, как, впрочем, и весь коллектив Перно Рикар, не исключение.

— Как выглядит Ваш типичный рабочий день?

— Мой рабочий день, как правило, начинается с небольшой пятиминутки, на которой мы определяем текущие задачи на день, ход выполнения более масштабных проектов. Также неотъемлемой частью начала рабочего дня является изучение обновлений на Нацио­нальном правовом интернет-портале. Мы всегда большое внимание уделяем изменениям законодательства, так как алкогольная отрасль пристально контролируется государством и крайне важно не упустить даже на первый взгляд малозначительные изменения. 

Кроме свежеопубликованных нормативных правовых актов всегда изучаем вынесенные на общественное обсуждение законопроекты, затрагивающие наш бизнес, и стремимся донести свою позицию до регуляторов. Ну а после постановки задач и понимания ситуации с обновлениями законодательства уже можно приступать к текущей работе.

— Дмитрий, мы знаем, что у Вас есть положительный опыт выстраивания системы антимонопольного комплаенса в организации. Возможно, Вы могли бы поделиться этим опытом или дать какие-нибудь советы?

— Во-первых, как и в любом процессе, для начала необходимо осмотреться по сторонам и понять, с чем вы имеете дело. А для этого нужно изучить рынок: определить товарные и географические границы, рассчитать доли, изучить конкурентную среду. Данный этап чрезвычайно важен, поскольку антимонопольное законодательство содержит различные подходы к регулированию деятельности компании в зависимости от ее положения на рынке. Одно дело, если у вас доля рынка 5 %, и совсем другое, если доля 30 % и возникает риск признания доминирующего положения и необходимости соблюдать требования ст. 18 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон № 94-З), а это уже особые требования к бизнес-процессам и локальным правовым актам, их регулирующим. Ну а с хорошим анализом рынка у вас уже будет понимание, в каком направлении двигаться дальше, и можно приступать к изучению соответствующих бизнес-процессов, их корректировке и систематизации. 

Во-вторых, всё решают кадры. Можно написать много положений и политик, ознакомить с ними работников, но если работники забудут о них на следующий день, то толку от такой работы не будет. Поэтому, как и в любом деле, результат дает только долгая системная и кропотливая работа по формированию правовой культуры среди сотрудников. Регулярное обучение, проверка знаний, разбор интересных кейсов — все это в комплексе дает результат. При этом не нужно делать из менеджера по продажам или маркетолога юриста, а вот простым языком, на понятных и конкретных примерах можно объ­яснить базовые антимонопольные требования. Сотрудник же понимает, что улицу на красный свет переходить нельзя, хотя на юрфаке 5 лет не учился. Так и в антимонопольной сфере — он должен понимать, что делить рынок или дискредитировать конкурентов недопустимо, а если у него есть какие-либо сомнения, то гораздо проще потратить 5 минут и обсудить вопрос с юристом, чем потом объяснять свои действия регулятору. Если такой уровень правовой культуры достигнут, то это уже большой скачок вперед в минимизации ваших антимонопольных рисков.

— От чего зависит успех защиты интересов компании и как не оказаться в эпицентре антимонопольного расследования?

— Я на 100 % убежден, что оказаться в эпицентре антимонопольного расследования можно не только в результате нарушения законодательства, но и по причине отсутствия у сотрудников компании элементарной правовой культуры. К примеру, компания может ничего не нарушить, но из-за одной некорректной коммуникации работника рискует оказаться фигурантом антимонопольного расследования, которое до принятия недавних изменений в Закон № 94-З могло длиться годами.

Как показывает опыт, для успешной защиты в антимонопольном расследовании бизнесу нужно занимать активную позицию, а не стоять в стороне, ожидая, пока регулятор сам разберется. Выжидательная позиция может закончиться признанием факта нарушения антимонопольного закона, а в худшем случае — оборотным штрафом. К тому же, как показывает практика, антимонопольные расследования проводятся регулятором весьма качественно и шансы субъекта хозяйствования на успешное обжалование в Верховном Суде невысоки. Знакомиться с материалами расследования, предоставлять свою обоснованную позицию МАРТ, при необходимости давать устные пояснения — все это нужно делать, как только к вам возникли вопросы. 

— Каким Вы видите свое развитие как юриста в будущем? Как повышаете свою квалификацию?

— В настоящее время я нацелен на мое дальнейшее развитие в Перно Рикар. Наша компания предоставляет для этого все возможности. 

Что касается повышения своей квалификации, то после окончания университета я пришел к выводу, что профессия юриста начала мне нравиться даже больше, чем во время учебы. Прочитать интересную статью, монографию или анализ судебной или регуляторной практики — все эти способы расширения своих знаний, проверенные поколениями юристов, не теряют своей актуальности и сегодня. Много интересных материалов на актуальные темы можно найти на страницах журнала «Юрист». Смело рекомендую его всем своим коллегам как один из лучших инструментов в работе юриста. Также не могу не отметить ваши интересные семинары и всегда с большим удовольствием принимаю в них участие, поскольку это прекрасная возможность не только познакомиться с опытом коллег, но и поделиться своим.

При этом стараюсь не фокусироваться только на отечественных материалах, но и изучать зарубежный опыт. К примеру, по вопросам конкуренции и рекламы существует много интересных материалов Федеральной антимонопольной службы России, которые будут очень полезны антимонопольному юристу. Если говорить о нестандартных способах расширения своих юридических горизонтов, то недавно я вспомнил, как на первых курсах юрфака один из преподавателей советовал нам читать речи известных юристов конца XIX — начала XX века, к примеру А.Ф. Кони или Ф.Н. Плевако, и решил восполнить пробел. Понятно, что сейчас мы живем в другом мире, я не адвокат и судов присяжных у нас в стране пока нет, но судебным красноречием и ораторским искусством блестящих юристов прошлого нельзя не насладиться.

За время работы я убедился в том, что профессиональному юристу только правовых знаний недостаточно. К примеру, в своей работе я практически каждый день взаимодействую с маркетологами, и зачастую для оценки правовой стороны рекламного материала юрист должен иметь широкую общую эрудицию. Иначе можно оказаться в ситуации, когда замечательный с маркетинговой точки зрения рекламный материал может не только нарушить закон, но и привести к негативной общественной реакции.

— Как не допустить выгорания современному юристу? Как отдыхаете лично Вы?

— В последние годы очень модно говорить про work-life balance, но долгое время я достаточно скептически относился к этой концепции и мог и с ноутбуком на выходных посидеть, и письма в рабочей почте по ночам писать. Однако со временем мой подход изменился и адекватное распределение времени и ресурсов между работой и личной жизнью стало моим правилом. Провести время с семьей, позаниматься спортом, съездить в путешествие, почитать хорошую книгу — от этих самых простых вещей я получаю огромное удовольствие и отдыхаю как физически, так и психологически. При этом я никогда не испытывал стремления к экстремальному отдыху. Прыгать с парашютом или нырять на дно какой-нибудь впадины в океане в поисках внутреннего баланса или гармонии с собой меня никогда не тянуло.

— Большое спасибо, Дмитрий, за ответы. Беседа с Вами получилась очень живой и увлекательной. Со своей стороны хотим пожелать Вам достижения новых профессиональных высот. Будем и дальше рады видеть Вас на наших мероприятиях!

Беседу вела Надежда ШУПЛЯК,
редактор портала jurist.by

617 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме