В любом законе есть нормы, которые используются редко или не используются совсем. Причины этого могут быть разными — устаревание нормы, практическая нецелесообразность, сложность реализации, норма изначально рассчитана на редкое применение.
В настоящий момент мы становимся свидетелями того, как неблагоприятная эпидемиологическая обстановка «включает» редко используемые нормы о форс-мажоре. Появляется повод заглянуть в Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также изучить нормы ТК, касающиеся дистанционной работы и надомного труда.
Частичная самоизоляция на рабочем месте
Для работников, которые не были в отпуске за границей и просто хотят соблюдать социальную дистанцию ввиду обеспокоенности собственным здоровьем, здоровьем родных и близких, наниматель может обеспечить частичную самоизоляцию на рабочем месте.
Частичная самоизоляция может устанавливаться нанимателем, когда невозможно в силу специфики работы отправить работника на полную самоизоляцию. Частичная самоизоляция может выражаться в установлении работнику индивидуального режима работы, неполного рабочего времени, гибкого рабочего времени, сменной работы.
К примеру, индивидуальный режим работы может предусматривать рабочие дни в субботу-воскресенье, а также нестандартное время начала и окончания работы, допустим, с 11 до 20 часов. Это позволит меньше пересекаться с другими работниками и относительно безопасно выполнять свои должностные обязанности.
Справочно.
Самоизоляция — система мероприятий, обеспечивающих изоляцию (в домашних или иных условиях) лиц, прибывших из эпидемически неблагополучных стран, либо лиц, которые имели или могли иметь контакты с лицами, имеющими инфекционные заболевания, и (или) лицами — носителями возбудителей таких инфекционных заболеваний, и (или) лицами, находящимися в стадии выздоровления после перенесенных инфекционных заболеваний.
Переход работника на полную самоизоляцию
При необходимости самоизолирования с выполнением трудовых функций работник вправе обратиться к нанимателю с заявлением о переводе на надомную или дистанционную работу.
При нормальной эпидемиологической обстановке у нанимателя отсутствует обязанность удовлетворить такое заявление (за исключением случаев, перечисленных в ст. 305 ТК), если наниматель находит удаленное нахождение работника нецелесообразным.
Справочно.
Заявление пишется в свободной форме и должно содержать просьбу о переходе на надомную или дистанционную работу, период такой работы, обоснование в виде факта возвращения из страны, в которой регистрируются случаи инфекции COVID-19.
В целях предотвращения распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, Советом Министров Республики Беларусь было принято два постановления:
— от 25.03.2020 № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» (далее — постановление № 171);
— от 08.04.2020 № 208 «О введении ограничительного мероприятия» (далее — постановление № 208).
Справочно.
Как следует из норм постановления № 171 и постановления № 208, обязанность нанимателя удовлетворить заявление работника о переводе на надомную или дистанционную работу существует только в пределах 14 календарных дней со дня прибытия работника в Республику Беларусь.
Учитывая, что нормами данных постановлений установлена обязанность лиц, прибывших из стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, в течение 14 календарных дней со дня прибытия в Республику Беларусь находиться в самоизоляции в домашних условиях, наниматель должен ответственно подходить к рассмотрению таких заявлений работников о переходе на надомный либо дистанционный труд и удовлетворять их при отсутствии каких-либо препятствий к выполнению работы на дому или дистанционно.
После удовлетворения просьбы, указанной в заявлении, работником и нанимателем составляется и подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору и нанимателем издается приказ.
Справочно.
В дополнительном соглашении помимо обычных реквизитов, таких как наименования сторон, даты, подписи, предмет соглашения (о переводе на надомную или дистанционную работу), срок перевода (если он предполагается срочным), должны быть решены вопросы, указанные в главах 25 ТК и 25-1 ТК.
Приказ о переводе на надомную или дистанционную работу обычно не дублирует все условия дополнительного соглашения к трудовому договору.
В приказе отражают только те сведения, которые имеют значение для должностных лиц нанимателя (например, бухгалтера по заработной плате, системного администратора), организовывающих перевод. Как правило, в приказе указываются выбранная форма занятости, срок, поручения должностным лицам в рамках их компетенции организовать перевод работника на надомную или дистанционную работу.
Самоизоляция работников, вернувшихся из служебных командировок
Порядок регулирования самоизоляции работников, вернувшихся из служебных командировок из стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, предусмотрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2020 № 194 «О служебных командировках за границу» (далее — постановление № 194).
Согласно нормам данного постановления, если работники, вернувшиеся из служебных командировок из стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, не могут в самоизоляции выполнять работу по трудовому договору (выполнять должностные обязанности), им в период после их возвращения из служебной командировки сохраняется заработная плата (денежное довольствие) в размере не ниже двух третей установленных им тарифной ставки (тарифного оклада), должностного оклада, оклада, если иное не определено коллективным договором, соглашением или иным локальным правовым актом организации.
Иными словами, оплата производится как за простой, однако из текста постановления № 194 не следует, что объявляется простой. Да и само по себе объявление простоя в такой ситуации сомнительно. Простой объявляется по экономическим или производственным мотивам, а вернувшийся из служебной командировки работник может быть вполне востребован в организации, и никаких экономических причин объявлять для него простой нет.
Справочно.
Простоем признается временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и др.). При этом общая продолжительность простоев не может превышать суммарно 6 месяцев в течение календарного года (ч. 1 ст. 34 ТК).
Имеет место разное регулирование, по сути, одинаковых ситуаций — порядка осуществления трудовой деятельности в самоизоляции лиц, прибывших из-за границы из служебных командировок и из отпуска:
1. Если работники, которые вернулись из-за границы из отпуска, могут работать в самоизоляции, то они работают. Если же такие работники не могут работать в самоизоляции, они подлежат отстранению от работы на основании ч. 4 ст. 49 ТК.
2. Если работники, которые вернулись из-за границы из служебной командировки, могут работать в самоизоляции, то они работают. В противном случае таким работникам сохраняется заработная плата (денежное довольствие) в размере не ниже двух третей установленных им тарифной ставки (тарифного оклада), должностного оклада, оклада, но при этом непонятен вид их рабочего времени (простой, отстранение).
Разница в цели пребывания за границей не может в данном случае иметь определяющего значения. Обе причины одинаково уважительны. Поэтому такое законодательное решение видится неверным.
Ответ стоит искать в п. 2 ст. 70 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». В случае коллизии нормативных правовых актов одинаковой юридической силы и если ни один из них не противоречит нормативному правовому акту большей юридической силы, действуют положения нормативного правового акта, принятого (изданного) позднее. В данном случае постановление № 194, изданное позднее, частично противоречит ТК, поскольку пребывание в самоизоляции с оплатой не ниже двух третей установленных работникам тарифной ставки (тарифного оклада), должностного оклада, оклада без объявления простоя — неизвестный ТК вид неотработанного времени.