Сдача служебного автомобиля в аренду
Вопрос: Может ли бюджетная организация предоставить по договору аренды с экипажем свой служебный автомобиль другой организации для доставки ее работников?
Вопрос: Может ли бюджетная организация предоставить по договору аренды с экипажем свой служебный автомобиль другой организации для доставки ее работников?
Ответ: Нет, не может.
В п. 13 приложения 6 «Перечень терминов и их определений» к Указу Президента Республики Беларусь от 26.06.2023 № 191 «Об упорядочении приобретения и использования транспортных средств» (далее — Указ № 191) закреплено понятие служебного автомобиля. Так, служебный легковой автомобиль — это легковой автомобиль, предназначенный для обеспечения деятельности юридического лица, в том числе для служебных поездок руководителя (его заместителей) и других работников юридического лица.
В соответствии с п. 5 Указа № 191 для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии из республиканского (местного) бюджета, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, определен лимит пробега служебных и специальных легковых автомобилей не более 1,7 тыс. километров в месяц на один автомобиль.
Использование служебных легковых автомобилей организациями, для которых Указом № 191 либо в порядке, предусмотренном Указом № 191, установлены лимиты количества и пробега, допускается в служебных целях (для обеспечения деятельности организации и выполнения возложенных на нее задач и функций) в пределах указанных лимитов (п. 3 Указа № 191).
Определяя служебные цели, в которых могут использоваться служебные легковые автомобили, законодатель использовал достаточно широкую и неопределенную формулировку: «для обеспечения деятельности юридического лица и выполнения возложенных на него задач и функций». Под такое определение попадает достаточно широкий круг задач и функций госорганизаций, которые, как правило, перечислены в учредительных документах (уставах) и иных локальных правовых актах. Среди таких целей могут быть, например, служебные поездки руководителя организации (его заместителей) и других работников организации (п. 3 Указа № 191, п. 13 приложения 6 к Указу № 191) для участия в переговорах с целью заключения договоров, решения иных вопросов финансово-хозяйственной деятельности и т.д.
Таким образом, предоставление в аренду бюджетной организацией служебного легкового автомобиля другой госорганизации для доставки ее работников будет противоречить нормам Указа № 191.
Следует также отметить, что Указ № 191 принимался с целью упорядочения количества служебных легковых автомобилей и ограничения лимитов их пробега. А в указанной в вопросе ситуации получается, что служебный легковой автомобиль, в отношении которого имеется возможность сдать его в аренду с экипажем, не в полной мере задействован для целей обеспечения деятельности организации-собственника. То есть такой автомобиль не соответствует своему статусу служебного легкового автомобиля. И в этой части со стороны контролирующих органов могут возникнуть определенные вопросы в части обоснования его приобретения.