Медиация в Беларуси: в чем проблемы?
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации» (далее — Закон о медиации) разрабатывался и принимался под лозунгом «Медиация разгрузит суды». Данный Закон тесно связал медиацию с процессуальным законодательством, установив, что медиация может быть проведена как до обращения сторон в суд в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства, так и после возбуждения производства по делу в суде (п. 2 ст. 2 Закона о медиации). При этом суду не было предоставлено реальных полномочий по привлечению сторон к медиации. В качестве основного принципа обращения к медиации определена добровольность сторон (ст. 3 Закона о медиации).
У нас действуют две различные модели применения медиации в суде. В экономическом суде стороны могут воспользоваться медиацией до начала рассмотрения спора по существу, то есть заявить о своем желании воспользоваться медиацией на подготовительном заседании (ст. 40-1 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь). Суд принимает решение об оставлении спора без рассмотрения, а истцу возвращается 100 % уплаченной государственной пошлины. В данном случае имеет место внесудебная модель применения медиации.
В суде общей юрисдикции стороны могут воспользоваться медиацией на любой стадии судопроизводства (п. 3 ст. 162 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь). Медиация должна проходить в соответствии с требованиями процессуального законодательства, то есть закрепляется модель судебной медиации*. По разным причинам, в том числе из-за отсутствия реальных полномочий у суда направлять стороны на медиацию, обе модели применения медиации оказались неработающими. Например, в экономическом суде г. Минска после вступления Закона о медиации в силу медиация применялась в 5–6 случаях разрешения хозяйственных споров. В общих судах проведенных медиаций уже больше 100, однако это не результат системного взаимодействия суда и медиации. Такое количество медиаций было достигнуто благодаря проведению в суде нескольких пилотных проектов и направлению сторон на медиацию. По мнению участников Первого Республиканского форума медиации (далее — Форум), указанные законодательные противоречия не позволяют использовать потенциал медиации для разгрузки суда.
Европейский опыт
В 2008 г. Европейский парламент совместно с Европейским советом приняли Директиву 2008/52 (далее — Директива 2008/52) по некоторым аспектам медиации в гражданских и коммерческих делах. Директива стала нормотворческим эталоном для европейских стран в области медиации. В последующие годы в 23 странах Европы были приняты законы о медиации. В Европе медиацию рассматривают как один из способов решения проблемы доступности к правосудию, как сказано в Директиве 2008/52 — путем обеспечения «сбалансированного соотношения между медиацией и судебным разбирательством». В настоящее время в таких европейских странах, как Италия, Бельгия, Нидерланды, Англия, законодательно закреплена обязательная досудебная медиация, как наиболее эффективная модель применения медиации. Убедительно проиллюстрировать данное утверждение может пример Италии — страны, имеющей опыт проведения разных моделей медиаций. В период с марта 2011 г. по октябрь 2012 г. законодательством Италии было закреплено обязательное применение медиации до обращения в суд по отдельным категориям дел. Результатом данного подхода стало рекордное для Европы количество проведенных медиаций — более 220 000 в год. При этом около 45 000 (20 %) проведенных медиаций были добровольными. В период с октября 2012 г. по сентябрь 2013 г. медиация в Италии стала полностью добровольной, в результате чего количество добровольных медиаций снизилось до уровня менее 500 в год. С возвратом обязательной медиации в сентябре 2013 г. количество медиаций вновь стало исчисляться десятками тысяч в месяц. Итальянская модель обязательной досудебной медиации не ограничивает право сторон на доступ к судебной системе — стороны могут на любой стадии медиации выйти из переговоров. В таком случае спор передается на рассмотрение суда. Единственное, что стороны обязаны сделать, — это попытаться разрешить конфликт в медиации до передачи дела в суд. Авторы доклада, опубликованного Европейским парламентом по результатам исследования, считают данную модель наиболее эффективной и рекомендуют внесение соответствующих поправок в Директиву 2008/52 с целью введения обязательной досудебной медиации по некоторым категориям дел во всех европейских странах.
В 2014 г. Европейский центр альтернативных способов разрешения споров совместно с Европейской ассоциацией юристов провели исследование по вопросу возможностей медиации в экономии времени и денег. В исследовании было определено влияние медиации на продолжительность и стоимость разрешения споров на основе рассчитанного коэффициента успешности медиации. В качестве примера приведем данные по Бельгии, где коэффициент успешности медиации сравним с белорусским — 50 %. В Бельгии при 50%-ном показателе успешности медиация экономит 330 дней и 5 000 евро за спор. При этом определены точки безубыточности (для времени — 9 %, для финансов — 44 %), ниже которых медиация не создает экономии. Из данных цифр видно, что даже ограниченное применение медиации позволяет экономить время и финансы по сравнению с судебным разбирательством.
Предложения по совершенствованию законодательства о медиации
С целью создания дополнительных стимулов для применения медиации участники Форума высказались за необходимость внесения изменений в законодательство о медиации. Были выдвинуты следующие предложения:
- ввести обязательную досудебную медиацию по отдельным категориям споров, таких как семейные, наследственные, трудовые, земельные, корпоративные споры и некоторые другие. В случае отказа (уклонения) сторон от участия в медиации предлагается предусмотреть экономические последствия для отказавшейся стороны в виде отсутствия права на компенсацию судебных расходов, понесенных на судебное разбирательство, в том числе на юридического представителя. Сохранение у сторон права отказаться от медиации обеспечит сохранение принципа добровольности медиации;
- предоставить судам право направлять стороны на медиацию на любой стадии судопроизводства, предусмотрев возврат 100 % уплаченной пошлины в качестве стимула обращения к медиации. Необходимо пересмотреть действующие процессуальные ограничения и сократить срок проведения медиации до 15 дней;
- увеличить размер государственной пошлины при обращении в суд по коммерческим спорам и спорам по разделу имущества;
- предоставить право нотариального удостоверения подписей сторон медиативного соглашения. При этом нотариусы должны быть наделены правом совершать исполнительную надпись в случае добровольного неисполнения медиативного соглашения. Тем самым будет обеспечена возможность принудительного исполнения медиативного соглашения без обращения в суд;
- дополнить Правила профессиональной этики адвокатов и юристов-лицензиатов обязанностью юристов информировать своих клиентов об их праве/обязанности воспользоваться медиацией как альтернативой суду;
- исключить из постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 17.01.2014 № 12 «О некоторых вопросах подготовки в сфере медиации» положение о праве лиц, имеющих опыт работы в качестве примирителя, участвовать в подготовке медиаторов (подп. 1.5 п. 1). Предлагается определить профессиональные стандарты для лиц, имеющих право обучать медиаторов, установив, что к подготовке медиаторов могут допускаться лица, имеющие свидетельство медиатора, практический опыт проведения медиаций, а также прошедшие подготовку в качестве тренера;
- ввести институт супервизии в процесс подготовки медиаторов. Такой институт существует во многих странах мира и является эффективным способом контроля за качеством подготовки и деятельностью медиаторов. С введением данного института также представляется необходимым предусмотреть обязанность лица, завершившего курс подготовки в сфере медиации, пройти обязательную практику проведения медиаций (не менее 7) под наблюдением супервизоров;
- ввести профессию медиатора в Единый квалификационный справочник должностей служащих.
В настоящее время очевидно, что действующее белорусское законодательство о медиации не стимулирует ее применение. Для того, чтобы медиация стала реальностью, требуется внести изменения комплексного характера, которые бы способствовали внесудебному обращению к медиации. Медиация должна стать интересной и государству, и гражданам.