Вы на портале

Список недобросовестных участников госзакупок: порядок включения и исключения

Одним из механизмов, обеспечивающих добросовестное поведение участников процедуры государственных закупок товаров (работ, услуг) (далее — государственные закупки), является включение недобросовестных участников в Список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее — Список). Рассмотрим подробнее порядок и основания включения в Список, а также досрочного исключения из него с учетом судебной практики.

Соколовская Татьяна
Соколовская Татьяна

Руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

347 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Порядок и основания включения в Список

Механизм включения недобросовестных участников в Список регулируется ст. 17 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З). 

Порядок формирования и ведения Списка определен Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 92 (далее — Инструкция).

Формирование и ведение Списка осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Рес­публики Беларусь (далее — МАРТ).

Справочно.
Список размещается в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками.

Для включения в Список юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя (далее — субъект), заказчик (организатор) представляет в МАРТ заявление, которое должно содержать реквизиты, определенные п. 5 Инструкции, с приложением необходимых документов и сведений в зависимости от основания включения в Список.

Образец заявления о включении в Список

Направление информации о субъекте, подлежащем включению в Список, является обязанностью заказчика (организатора). Такая информация должна быть направлена в МАРТ в течение одного месяца со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо уклонилось, или со дня расторжения договора.

Правовым последствием неисполнения данной обязанности является привлечение заказчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.9 КоАП (наложение штрафа в размере до 10 базовых величин).

Решение о включении в Список принимается МАРТ в форме приказа. Лицо, включенное в Список, уведомляется об этом в течение 5 рабочих дней.

Основания для включения субъектов в Список, ранжируемые в зависимости от вида процедур государственных закупок*, следующие:

* В отношении участников-победителей (участников открытого конкурса, электронного аукциона и ЗЦП) применяются все три вышеуказанных основания. Участники процедуры закупки из одного источника, а также биржевых торгов подлежат включению в Список, только если они не исполнили либо ненадлежащим образом исполнили договор государственной закупки при условии его расторжения (см. п. 2).

1. Уклонение от заключения договора участником-победителем.

Пример из судебной практики

Решением Верховного Суда ООО «М» отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения МАРТ о включении заявителя, уклонившегося от заключения договора, в Список. 

По мнению заявителя, он, как участник-победитель электронного аукциона (далее – ЭА), не уклонялся от подписания договора. Подписанный проект договора в письменной форме (не в виде электронного документа) был направлен заказчику – ГУ «С». Согласно п. 4 ст. 24 Закона № 419-З по результатам ЭА договор заключается в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке, неотъемлемой частью которого в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» является наличие электронной цифровой подписи, составляющей особенную часть электронного документа. 

Как указал суд, заключение по результатам проведенного ЭА договора на бумажном носителе с проставлением собственноручных подписей не предусмотрено. Поэтому МАРТ правомерно признал ООО «М» уклонившимся от заключения договора и включил его в Список.

Источник: Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь 

2. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение договоров в случае их расторжения. 

По данному основанию необходимо наличие следующих двух условий одновременно:

1) факта неисполнения или ненадлежащего исполнения договора со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) факта расторжения такого договора.

Пример из судебной практики

Решением Верховного Суда заявителю — ООО «И» отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения МАРТ о включении ООО «И» в Список. 

Как следует из материалов дела, ООО «И» по итогам ЭА было выбрано победителем и между ним и заказчиком заключен договор на поставку товаров. Заказчик во внесудебном порядке инициировал односторонний отказ от договора с его расторжением в соответствии со ст. 420493 ГК, поскольку ООО «И» не поставило товар ни в срок, предусмотренный договором, ни в срок, предложенный заказчиком. При таких обстоятельствах по заявлению заказчика МАРТ принято оспариваемое решение о включении ООО «И» в список. 

Как установлено в судебном заседании, ООО «И» не обращалось в суд с иском о признании расторжения договора недействительным, а оценка правомерности расторжения договора может быть дана судом только в исковом производстве при предъявлении требований к стороне этого договора.

Источник: Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь 

3. Расторжение договора в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения по причине того, что субъект не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам процедуры государственных закупок (предоставил недостоверную информацию о соответствии требованиям), что позволило ему стать победителем и заключить договор.

Образец претензии заказчика недобросовестному участнику

Образец уведомления заказчика о расторжении договора в одностороннем порядке 

С 04.05.2024 в Список планируется включать сведения об учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, которое включено в Список (абз. 4, 5 п. 13 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — Закон № 354-З)).

С 04.08.2024 определены правовые последствия для участника на случай непредставления в срок информации в заявлении либо предоставления недостоверной информации о том, что все участники являются для него аффилированными лицами. Такой участник-победитель признается уклонившимся от заключения договора и подлежит включению в Список (абз. 30 п. 12 ст. 1 Закона № 354-З).

Правовым последствием нахождения субъекта в Списке в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З является отсутствие возможности участия в процедурах государственных закупок в течение двух лет со дня включения в Список.

Основания, по которым включение в Список не производится

Среди оснований, по которым включение в Список не производится*, выделяют следующие случаи:

* Перечень указанных оснований скорректирован в сторону их расширения в соответствии с Законом № 354-З. Кроме того, помимо заказчиков (организаторов) информацию о юридическом или физическом лице, в том числе ИП, которое подлежит включению в Список, могут направлять в МАРТ контролирующие (надзорные) и (или) правоохранительные органы, а также суды (абз. 6 п. 13 ст. 1 Закона № 354-З).

1. Если юридическое лицо определено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в результате проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с пп. 1 и 4 приложения к Закону № 419-З (абз. 3 ч. 3 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З), а именно: 

  • приобретение услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий (п. 1 приложения к Закону № 419-З);
  • приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретение товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти (п. 4 приложения к Закону № 419-З).

2. В случае уклонения от заключения договора, а также неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора из-за обстоятельств непреодолимой силы, засвидетельствованных БелТПП либо уполномоченным органом в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является субъект (абз. 2 ч. 3 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З, п. 13 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики», далее — Указ № 143).

3. В связи с изменением установленного Национальным банком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона — на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника (п. 13 Указа № 143).

4. Субъект находится в Списке на последний день срока, установленного уполномоченным государственным органом по государственным закупкам для принятия решения о включении в Список (абз. 4 ч. 3 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З).

Основания досрочного исключения из Списка

Исключение из Списка осуществляется по решению МАРТ по истечении двухлетнего срока со дня включения в Список.

Закон предоставляет право субъекту обжаловать решение МАРТ o включении в Список в судебном порядке. Данная категория дел рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь. При наличии соответствующих оснований заявитель подает заявление об оспаривании приказа МАРТ о включении в Список как ненормативного правового акта в порядке ст. 227 ХПК. При рассмотрении данной категории дел на МАРТ возлагается обязанность доказать соответствие этого акта законодательному или иному нормативному правовому акту, наличие у МАРТ надлежащих полномочий на издание оспариваемого ненормативного правового акта.

Основаниями досрочного исключения из Списка являются случаи поступления в МАРТ: 

1) заявления от субъекта, включенного в Список, с приложением документов и (или) сведений, подтверждающих, что:

  • предоставление заказчиком (организатором) документов и (или) сведений, послуживших основанием для включения в Список, не соответствует действительности;
  • договор государственной закупки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением по основаниям, преду­смотренным п. 13 Указа № 143 (с соответствующими обоснованиями);
  • договор признан недействительным (прилагается копия решения суда);
  • субъект является единственным оте­чественным производителем определенного товара;

2) копии решения суда о признании недействительным решения о выборе субъекта участником-победителем;

3) копии решения суда о признании недействительным решения МАРТ о включении субъекта в Список.

Субъект досрочно исключается из Списка в течение 5 рабочих дней со дня поступления в МАРТ соответствующего заявления или копии решения суда.

347 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме