Вы на портале

Срок обжалования решения совета директоров: каковы обсуждаемые корректировки?

В обсуждаемом проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ» (далее — Проект) рассматриваются вопросы о предполагаемом сроке обжалования решения совета директоров (наблюдательного совета), о правовой природе такого срока и о моменте начала исчисления срока на обжалование. Что предлагает законодатель?

Обновлено
Функ Ян
Функ Ян

Председатель Международного арбитражного суда при БелТПП, доктор юридических наук, профессор

6999 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Какой срок для обжалования решения совета директоров (наблюдательного совета) возможен?

Проект устанавливает следующий срок на обжалование решения совета директоров (наблюдательного совета) — 2 месяца со дня, когда участник (участники) узнал или должен был узнать о принятии указанного решения.

Таким образом, предполагается синхронизация подходов с ч. 7 ст. 45 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон), содержащей такой же срок на обжалование решения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью).

Справочно.
Срок на обжалование решения общего собрания акционеров определен в 3 месяца со дня, когда акционер (бывший акционер) узнал или должен был узнать о принятии соответствующего решения (ч. 7 ст. 45 Закона).

Излагаемый подход, по нашему мнению, основывается на необходимости поддержания стабильности отношений в хозяйственном обществе. А точнее, поддержания стабильности имущественного оборота как такового, на который, безусловно, оказывают влияние и решения совета директоров (наблюдательного совета).

В этой связи законодатель предлагает установить сокращенный срок исковой давности на обжалование решений совета директоров (наблюдательного совета) по сравнению с общим сроком исковой давности в 3 года.

Какова правовая природа срока при обжаловании? 

Анализируя правовую природу срока на обжалование решения совета директоров (наблюдательного совета), необходимо отметить, что он должен относиться к пресекательным срокам.

Однако положения главы 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 20 «О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников)» (далее — постановление № 20) напрямую указывают на то, что сроки на обжалование решения общего собрания участников хозяйственного общества, в том числе установленные ч. 7 ст. 45 Закона, не являются пресекательными и относятся к специальным сокращенным срокам исковой давности, предусмотренным п. 1 ст. 198 ГК.

Следовательно , такие сроки могут быть восстановлены экономическим судом по заявлению гражданина — участника хозяйственного общества, но в исключительных случаях, при признании судом уважительности причины пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью заявителя (ст. 206 ГК).

Справочно.
Постановление № 20 указывает, что причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными лишь в том случае, если они имели место в течение срока исковой давности.

Сроки обжалования решения общего собрания участников хозяйственного общества не могут быть пропущены участниками ООО, ОДО, АО - юридическими лицами, так как в противном случае в удовлетворении их иска может быть отказано по причине пропуска срока исковой давности.

Справочно.
В гражданском законодательстве восстановление пропущенного срока исковой давности для юридических лиц, в том числе и тех, которые являются участниками хозяйственного общества, не предусмотрено.

Поскольку постановление № 20 признает сроки на обжалование решения общего собрания участников хозяйственного общества в качестве специальных сроков исковой давности, то и срок на обжалование решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества также является специальным (сокращенным) сроком исковой давности.

В связи с этим на данный срок должны распространяться как положения о восстановлении пропущенного срока исковой давности, так и иные положения главы 12 ГК, в том числе требования, связанные с началом течения указанного срока, приостановлением данного срока, перерывами в его течении.

Начало исчисления сроков 

Предлагаемый срок на обжалование решения совета директоров (наблюдательного совета) в проекте исчисляется с той даты, когда участник (участники) узнал или должен был узнать о принятом решении.

В этой связи интерес представляет еще одна предполагаемая новелла, дополняющая ст. 52 Закона и гласящая, что протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) составляется не позднее 3 дней после проведения заседания или даты окончания приема опросных листов, если решение совета директоров (наблюдательного совета) принимается методом опроса.

Таким образом, предполагается, что уже по истечении 3 дней с даты проведения совета директоров (наблюдательного совета) результаты принятых решений станут доступны для обозрения участников.

Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 63 Закона к документам хозяйственного общества относятся также протоколы заседаний иных органов хозяйственного общества (по отношению к общему собранию участников), а значит, и протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета).

Обращаем внимание на то обстоятельство, что в силу предлагаемого дополнения в Закон под понятие «протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета)» подпадают и протоколы по итогам проведения совета директоров (наблюдательного совета) методом опроса.

Таким образом, нормы ст . 64 Закона детализируют положения п. 1 ст. 64 ГК, предусматривающие право участника хозяйственного общества на получение информации о деятельности общества (товарищества) и ознакомление с бухгалтерской и иной документацией (в объеме и порядке, установленных учредительными документами).

Справочно.
В соответствии с нормами ч. 2 ст. 64 Закона хозяйственное общество при обращении участников предоставляет информацию в порядке и объеме, определенных уставом.

Если устав конкретного общества не предусматривает возможность получения участником доступа к протоколам заседаний совета директоров (наблюдательного совета), то он может никогда не узнать о решении, принятом советом директоров (наблюдательным советом), или узнать по истечении времени, когда оно уже будет неактуально.

Законодатель не ушел от оценочных категорий?

Анализируя предлагаемую правовую конструкцию, необходимо отметить, что в белорусском праве понятие «должен был узнать», безусловно, является оценочным. Не существует законодательных возможностей описать обязательство точно через общую формулу, а перечисление конкретных случаев, когда лицо «должно было узнать», безусловно, приведет к тому, что иные случаи (обстоятельства) не будут учитываться.

В то же время обязанность участника узнать о принятии решения предполагает совершение активных действий по получению соответствующей информации.

Если у участника все-таки была возможность получить сведения о соответствующем решении совета директоров (наблюдательного совета) ранее установленного срока и он не воспользовался ею, то рассматриваемый срок должен начать течь именно с момента появления указанной возможности.

Какая информация доступна?

Законодатель предлагает кардинально изменить нормативное содержание ч. 2 ст. 64 Закона, предусмотрев предоставление участникам хозяйственного общества информации, содержащейся в документах хозяйственного общества и определенных в ст. 63 Закона.

Однако в соответствии с Проектом предоставляются не только документы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (книга учета доходов и расходов), но и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, совета директоров (наблюдательного совета) исключительно по требованию участников, являющихся в совокупности владельцами 10 и более процентов акций (долей) хозяйственного общества (уставом не предусмотрено меньшее количество акций (долей)).

Тем самым доступ к протоколам заседаний совета директоров (наблюдательного совета), а следовательно, и к решениям совета директоров (наблюдательного совета) юридически, да и фактически обеспечивается лишь участникам, обладающим долей в уставном фонде (акциями) в размере 10 и более процентов.

Что же в этой ситуации делать участникам (акционерам) с меньшим размером доли (акций)? Ответа на данный вопрос законодатель не предлагает.

При буквальном прочтении новеллы прослеживается возможность обеспечить доступ к протоколам заседаний совета директоров (наблюдательного совета) не только участникам, обладающим долей в уставном фонде (акциями) в размере 10 и более процентов, но и иным участникам (при условии их объединения для увеличения совокупной доли до 10 и более процентов уставного фонда). В этом случае доля в уставном фонде конкретного участника такого объединения роли не играет, то есть может быть, например, и акционер, обладающий лишь одной акцией с долей в уставном фонде 0,0001 %.

Как можно будет получать информацию?

Предложено предоставить участникам право на ознакомление с информацией о хозяйственном обществе при соблюдении условий и в порядке, предусмотренном уставом хозяйственного общества:

— непосредственно в самом обществе;

— в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования, посредством использования средств связи или иными обеспечивающими ее подлинность способами, установленными уставом или соответствующими локальными нормативными правовыми актами хозяйственного общества.

Отметим, что потенциальные истцы (участники хозяйственного общества), даже если в акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью (обществе с дополнительной ответственностью) решения объявляются на заседании совета директоров (наблюдательного совета), могут просто не знать о решениях данного органа.

Дополнительно по теме:
Функ Я. Новеллы для хозяйственных обществ: что готовит законодатель? 
Функ Я. Обжалование решений совета директоров хозобщества: невозможное станет возможным?

6999 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме