Вы на портале

Трансфертное ценообразование: предоставление счета-фактуры и расчет рыночной цены

В соответствии с подп. 8.1 п. 8 ст. 31-1 НК плательщик обязан уведомлять налоговые органы о совершенных им контролируемых сделках путем внесения сведений о них в электронный счет-фактуру. В какие сроки необходимо предоставлять счет-фактуру? Нужно ли предоставлять счет-фактуру, если цена сделки незначительная, например 1 млн руб.?

Обновлено
Четверикова Евгения
Четверикова Евгения

Директор ИООО «ПрайсвотерхаусКуперс» (налоговые и юридические услуги)

3541 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Вопрос:

В соответствии с подп. 8.1 п. 8 ст. 31-1 НК плательщик обязан уведомлять налоговые органы о совершенных им контролируемых сделках путем внесения сведений о них в электронный счет-фактуру. В какие сроки необходимо предоставлять счет-фактуру? Нужно ли предоставлять счет-фактуру, если цена сделки незначительная, например 1 млн руб.?

Ответ:

Нормы, устанавливающие обязанность и регулирующие порядок предоставления электронного счета-фактуры, вступят в силу с 1 июля 2016 г. Речь идет о ст. 106-1 НК, согласно п. 3 которой электронный документооборот электронных счетов-фактур между продавцами и покупателями осуществляется с использованием Портала электронных счетов-фактур, являющегося информационным ресурсом министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Плательщики будут иметь возможность создавать электронный счет-фактуру непосредственно на Портале либо загружать его на Портал в виде файла XML-формата.

Предусматривается, что электронный счет-фактура должен выставляться (направляться) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями ст. 100 НК, и не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случае невозможности определения на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав момента их фактической реализации электронный счет-фактура должен быть выставлен в день возникновения момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Электронный счет-фактура используется в первую очередь для целей, связанных с НДС, и уже дополнительно — как способ информирования налоговых органов об определенных сделках, подлежащих контролю в соответствии со ст. 30-1 НК. Поэтому цена сделки не влияет на обязанность предоставления электронного счета-фактуры. Кроме того, в самом подп. 8.1 п. 8 ст. 30-1 НК говорится о том, что сведения вносятся в счет-фактуру независимо от суммы цены сделок и отклонения цен, примененных плательщиком, от рыночных цен.

Таким образом, даже по совершенно незначительным по сумме сделкам плательщики будут обязаны предоставлять электронные счета-фактуры, при условии, что данная обязанность установлена ст. 106-1 НК. Так, организации, не являющиеся плательщиками НДС (например, в силу применения упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС), не обязаны предоставлять электронные счета-фактуры согласно п. 1 ст. 106-1 НК и, соответственно, не обязаны информировать налоговые органы о совершении контролируемых сделок в соответствии с подп. 8.1 п. 8 ст. 30-1 НК.

Вопрос:

Предусмотрена ли ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление счета-фактуры?

Ответ:

В настоящее время какая-либо ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление электронного счета-фактуры не предусмотрена. Однако необходимо учитывать, что с 1 июля 2016 г. без электронного счета-фактуры будет невозможно принятие НДС к вычету (п. 1 ст. 106-1 НК). Поэтому стороны (в первую очередь покупатель) заинтересованы в предоставлении (получении) этого документа. В такой ситуации можно порекомендовать сторонам предусматривать в гражданско-правовых договорах ответственность продавца за непредоставление счета-фактуры, например, в виде штрафа, равного по сумме НДС, который покупатель не сможет принять к вычету из-за отсутствия электронного счета-фактуры.

Кроме того, поскольку электронный счет-фактура является, по сути, способом исполнения обязанности плательщиков по информированию налоговых органов о контролируемых в рамках ст. 30-1 НК сделках, можно предположить, что непредоставление счета-фактуры по такой сделке может быть расценено как правонарушение, предусмотренное частью первой ст. 13.8 КоАП, а именно непредставление в установленный срок плательщиком в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля. Административное взыскание за такое правонарушение может быть наложено в виде штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на одну базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.

Вопрос:

Есть ли примеры расчета рыночной цены, которые были применены на практике налоговыми органами?

Ответ:

Нормы о трансфертном ценообразовании действуют в Республике Беларусь с 2012 г. Однако анализ открытых источников информации показывает, что налоговые органы корректировали налоговую базу по налогу на прибыль на основании ст. 30-1 НК за прошедшие годы всего в нескольких случаях, которые касались сделок с недвижимым имуществом.

Когда речь идет о недвижимом имуществе, рыночные цены, как правило, определяются налоговыми органами на основании данных организаций по регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Налоговые органы запрашивают сведения о ценах продажи объектов, сравнимых по своим характеристикам с теми, которые явились предметом контролируемой сделки, и полученные данные сравнивают с ценой сделки. При этом важно обеспечить сопоставимость характеристик объекта недвижимости и условий сделки. В противном случае полученные данные нельзя будет использовать для определения рыночной стоимости объекта.

В дальнейшем ожидается расширение круга используемых налоговыми органами источников информации о ценах. Это могут быть как доступные и сейчас статистические сведения, данные таможенных органов, так и специальные информационные системы, содержащие информацию о ценах на различные товары (услуги).

3541 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме