Ситуация 1
ООО «Т» не записало гражданку Л. в визовый центр, ввиду чего в туристическую поездку она поехать не сможет.
Кто виноват?
Если по условиям договора в его предмет входит подача документов для получения визы туристом, то ООО «Т» обязано было выполнить эту услугу. Поскольку ООО «Т» не записало гражданку Л. в визовый центр, то виза считается неполученной по вине ООО «Т».
Ответственность за несостоявшийся тур в связи с тем, что услуга оказана некачественно и не выполнены условия договора, несет ООО «Т» (п. 49 Правил оказания туристических услуг, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2022 № 523 «Об оказании туристических услуг» (далее – Правила)).
Какие права у туристов?
Туристы вправе отказаться от исполнения договора и требовать возврата внесенных денежных средств, возмещения убытков и морального вреда (п. 4 ст. 31, ст. 18 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее ‒ Закон)).
Можно ли отказаться от поездки обоим туристам?
Можно, поскольку при оказании туристической услуги был важен перечень туристов, который указан в договоре (гражданка Л. и гражданин К.).
В связи с этим неисполнение ООО «Т» своих обязанностей в отношении одного из туристов дает гражданке Л. право отказаться от исполнения договора в отношении всех участников.
Каков порядок действий?
Туристам необходимо обратиться к ООО «Т» с письменным уведомлением о расторжении договора и требованием о возврате денежных средств, выплате компенсации морального вреда и убытков. По общему правилу ООО «Т» должно дать ответ в течение 7 календарных дней (п. 58 Правил, п. 3 ст. 25 Закона).
Если требования по претензии не удовлетворены, то туристы вправе обратиться в государственные органы и общественные объединения, уполномоченные осуществлять защиту прав потребителей, а также в суд.
Досудебный порядок урегулирования таких споров обязателен (п. 57 Правил). Срок исковой давности – 3 года с момента, когда сторона узнала или должна была узнать о нарушении прав и законных интересов (ст. 197 ГК).
Ситуация 2
Гражданке Л. не выдали визу, однако ООО «Т» записало ее в визовый центр и подготовило все необходимые документы.
Кто виноват?
Ключевое значение имеет то, по какой причине гражданке Л. отказали в предоставлении визы. Если гражданке Л. было отказано ввиду некорректности предоставленных сведений (их несоответствия фактическим обстоятельствам) либо ввиду непредоставления документов, которые в соответствии с договором на оказание туристических услуг обязана предоставить гражданка Л., то в данной ситуации ООО «Т» ответственности не несет.
Какие права у туристов?
Гражданка Л. может отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, но вправе требовать возврата денежных средств в пределах разницы между внесенной ею суммой и фактически понесенными расходами ООО «Т».
Гражданка Л. вправе отказаться от исполнения договора как в отношении всего тура, так и в отношении поездки одного туриста путем направления ООО «Т» соответствующего уведомления.
Ситуация 3
Гражданин К. за час до поездки ломает ногу. В поездку не едут оба туриста. Договор включает в себя условие о том, что за его расторжение туристы обязаны уплатить штраф.
Законно ли условие о выплате штрафа за расторжение договора?
Законодательством не предусмотрена обязанность выплачивать штраф в случае одностороннего отказа от исполнения договора (ст. 420 ГК). Условие о выплате штрафа является недействительным и не влечет наступления правовых последствий (ст. 169 ГК).
Каковы последствия для туристов?
Исходя из ч. 1 ст. 24 Закона, п. 43 Правил туристы вправе в одностороннем порядке путем направления письменного уведомления отказаться от исполнения обязательств по договору при условии оплаты ООО «Т» фактически понесенных расходов.
При отсутствии подтверждения ООО «Т» фактически понесенных расходов, отказе в предъявлении документов, подтверждающих такие расходы, или отсутствии четкого указания в документах источника, за счет которого они понесены, ООО «Т» обязано вернуть туристам внесенные за туристические услуги денежные средства в полном объеме (ч. 6 ст. 24 Закона).
Как правило, в договоре имеется указание на то, что заказчик (турист) проинформирован и согласен с тем, что в случае его отказа от тура стоимость за авиабилеты на чартерные рейсы и стоимость услуг перевозки не возвращаются. Зачастую договор устанавливает, что авиабилеты, приобретаемые на чартерные рейсы, являются невозвратными вне зависимости от времени отказа от авиаперевозки.
Решением проблемы может быть заключение договора страхования от невылета.