В последнее время на слуху большое количество «громких» дел, возбужденных по ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Злоупотребление властью или служебными полномочиями». Согласно данным Следственного комитета Республики Беларусь* среди преступлений со стороны должностных лиц злоупотребление служебными полномочиями является самым распространенным. При этом ошибочно полагать, что дела по ст. 424 УК возбуждаются только в отношении должностных лиц государственных органов и организаций (организаций с долей государственной собственности).
Для привлечения к ответственности по ст. 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) необходим специальный субъект — должностное лицо. Однако законодательное определение должностного лица, которое содержится в части четвертой ст. 4 УК, относит к таким субъектам не только должностных лиц государственных органов и организаций, но и лиц, наделенных соответствующими полномочиями в организациях частной формы собственности.
Таким образом, при наличии признаков состава преступления дело по ст. 424 УК может быть возбуждено и в отношении должностных лиц частных организаций, что нередко встречается на практике (например, в отношении директоров, членов наблюдательного совета, руководителей подразделений и др.) Из общего количества дел, возбужденных по ст. 424 УК и рассмотренных судами за соответствующий период, количество дел в отношении лиц, занимающих должности в организациях и учреждениях, относящихся к частной форме собственности, составляет 42 %*.
Справочно.
Статья 424 УК предусматривает уголовную ответственность за умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Проблема детализации признаков состава преступления
Состав преступления, предусмотренного частью второй ст. 424 УК, является довольно сложным для восприятия. Крайне важно еще на начальной стадии предварительного расследования из текста постановления о возбуждении дела или позднее — из постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого уяснить, какими конкретными обстоятельствами орган уголовного преследования подтверждает наличие каждого из признаков состава инкриминируемого преступления. Например, какое деяние вменяется в вину, в чем состоит существенный вред, какая корыстная или иная личная заинтересованность имеет место и т.д.
Проблема состоит в том, что зачастую в тексте вышеуказанных документов требуемые признаки состава преступления не детализированы. Органы уголовного преследования иногда ограничиваются общими фразами либо вовсе опускают тот или иной элемент состава, что в последующем, как правило, влечет повторное предъявление обвинения.
Кроме того, встречаются ситуации, когда из текста процессуального документа понять логику предъявленного обвинения (какое последствие повлекло конкретное действие) весьма затруднительно.
Пример 1
По одному из дел, в котором злоупотребление служебным положением связывалось с исполнением конкретного гражданско-правового договора, органы уголовного преследования перечислили все выявленные ими нарушения, допущенные второй стороной при исполнении данного договора, и по совокупности выявленных нарушений пришли к выводу о необоснованности оплаты по этому договору. Однако они не учли, что договор содержал конкретные условия, при наступлении которых (выполнении соответствующих обязанностей) возникала обязанность по оплате, а также то, что выполнение тех или иных дополнительных обязанностей (например, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка при выполнении работ, входящих в предмет договора) не влияло на обязанность произвести оплату по этому договору за фактически выполненные и принятые работы.
Вместе с тем без уяснения состава вменяемого преступления определить оптимальную позицию защиты, круг фактов, входящих в предмет доказывания, необходимость в сборе дополнительных доказательств весьма затруднительно.
Действия лица, совершенные вопреки интересам службы
При анализе состава преступления, предусмотренного ст. 424 УК, необходимо обратить внимание, что само вменяемое деяние должно быть совершенным вопреки интересам службы. В части второй п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст. 424–428 УК)» (далее — постановление № 12) разъяснено, что совершенными вопреки интересам службы следует считать те действия должностного лица по службе, которыми нарушаются требования законности или объективной необходимости при принятии решения в соответствии с возложенными на должностное лицо полномочиями. Из указанного разъяснения следует, что не только законность может учитываться при характеристике деяния как совершенного вопреки интересам службы. Однако на практике чаще всего деяние признают совершенным вопреки интересам службы, если оно нарушает нормативные правовые акты, обязательные указания и распоряжения, запреты и т.д., то есть когда такое деяние не может быть признано законным. При этом имеют место ситуации, когда действие считают совершенным вопреки интересам службы в связи нарушением требования объективной необходимости (экономической целесообразности).
Пример 2.
По одному из дел в вину подозреваемым вменялись принятие решения и выдача беспроцентных займов работникам предприятия в тот период времени, когда наступил срок исполнения обязательств по возврату кредита (выдача займов, по мнению органа преследования, сделала невозможным своевременное погашение кредита, что повлекло необходимость уплаты повышенных процентов, чем причинен ущерб предприятию и вред интересам его акционеров). При этом следствие не называло решение о выдаче займов и заключение соответствующих договоров незаконными (например, нарушающими требования гражданского, валютного и иного законодательства).
Законное и обоснованное (в первую очередь экономически) деяние не может быть признано совершенным вопреки интересам службы, в связи с чем доказыванию данных обстоятельств следует уделять особое внимание.
Корыстная и иная личная заинтересованность
Злоупотребление служебными полномочиями при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности с 2009 г. преступлением не является. Если с корыстной заинтересованностью проблем, как правило, не возникает, то понятие иной личной заинтересованности является неопределенным и нередко оценочным. В отношении должностных лиц наличие такого мотива часто обосновывают карьеризмом, желанием скрыть недостатки и просчеты в своей управленческой деятельности, избежать дисциплинарной ответственности и т.п. Для решения вопроса о наличии либо отсутствии рассматриваемого признака необходимо установить, руководствовался ли обвиняемый данным мотивом с учетом конкретных обстоятельств, например, осознавал ли возможность привлечения его к дисциплинарной ответственности за то или иное нарушение, были ли объективные основания для дисциплинарной ответственности и т.д.
Пример 3.
По одному из дел, рассмотренных судом первой и кассационной инстанций, в качестве иной личной заинтересованности обвинением указывалось на намерение избежать дисциплинарной ответственности за необеспечение своевременного выполнения проекта. Вместе с тем при рассмотрении дела судом было установлено, что срок реализации соответствующего проекта нарушен не был, в связи с чем оснований для привлечения обвиняемого к дисциплинарной ответственности в момент совершения им инкриминируемого деяния не имелось, а следовательно, указанным мотивом обвиняемый не руководствовался.
К сведению.
С 28 января 2015 г. в УК введено понятие экономического (делового) риска как обстоятельства, исключающего преступность деяния (часть 2-1 ст. 39 УК). Возможность применения данного понятия при решении вопроса о привлечении к ответственности по ст. 424 УК могла бы решить многие из существующих проблем. Вместе с тем информация о применении данной нормы в настоящее время отсутствует (вероятно, по причине непродолжительного периода времени).
Существенный вред правам и законным интересам
Состав преступления по ст. 424 УК является материальным. В качестве общественно опасных последствий в части второй ст. 424 УК указано два альтернативных варианта:
- причинение ущерба в крупном размере;
- причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Существенный вред является оценочным понятием. В п. 19 постановления № 12 указано, что при решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, судам нужно учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного физического или морального вреда и т.п. Существенный вред может выражаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан, в подрыве авторитета органов власти, государственных, общественных и других организаций, в нарушении общественного порядка.
Пример 4.
По одному из дел в качестве существенного вреда государственным интересам обвинение называло ухудшение экономического положения предприятия, доля государства в котором превышала 99 %. Вместе с тем обвинение не конкретизировало, как именно исполнение рассматриваемого договора ухудшило положение предприятия (поставщика). Суд при рассмотрении дела установил, что товар по договору отпускался по ценам выше прейскуранта на условиях 100%-ной предоплаты и с существенной отсрочкой поставки. В итоге сделка явилась рентабельной для предприятия и повлекла получение дополнительной прибыли. В такой ситуации суд не согласился с позицией обвинения об ухудшении экономического положения предприятия и, следовательно, о причинении существенного вреда государственным интересам.
В отношении предприятий частной формы собственности существенным вредом органами преследования признается, в частности, вред правам и интересам работников (например, вред в виде нарушения конституционного права на своевременную и полную оплату труда), правам и интересам акционеров данного предприятия, государственным интересам (например, в виде несвоевременной уплаты налогов (при условии их оплаты с просрочкой)).
Между вменяемым деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинно-следственная связь. Нередко именно данному признаку состава органы преследования уделяют недостаточно внимания.
Квалифицированный состав преступления
В части третьей ст. 424 УК предусмотрен квалифицированный состав преступления. Интерес вызывает такой признак злоупотребления, как тяжкие последствия. В п. 21 постановления № 12 разъяснено, что злоупотребление властью или служебными полномочиями подлежит квалификации по части третьей ст. 424 УК по признаку «наступление тяжких последствий» при условии, что деяния, совершенные виновным, повлекли за собой крупные аварии, катастрофы, длительную дезорганизацию работы транспорта или производственного процесса, работы учреждения, предприятия, организации, нанесение имущественного ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку, доведение до самоубийства и т.п. В большинстве случаев на практике одним из таких тяжких последствий признается причинение ущерба в особо крупном размере.
Рекомендация.
В случае возбуждения дела по ст. 424 УК рекомендуем проанализировать по отдельности каждый признак состава вменяемого преступления, выстроить логическую связь, которой следует орган уголовного преследования, и с учетом этого формировать правовую позицию по каждому признаку и составу в целом. При этом следует помнить, что отсутствие хотя бы одного из обязательных элементов состава преступления делает невозможным привлечение к ответственности по данной статье.
В заключение стоит отметить, что активизация правоохранительных органов в части привлечения к ответственности по ст. 424 УК не всегда способствует достижению общественно полезных целей. Так, в отношении руководителей государственных предприятий существующая тенденция может породить безынициативность, несамостоятельность, нежелание занимать соответствующие должности и, как следствие, отсутствие должного развития указанных предприятий. Возбуждение дел в отношении должностных лиц частных предприятий, особенно в ситуации отсутствия вреда интересам собственников (акционеров), может в целом негативно сказаться на предпринимательской активности в стране.