Содержание:
Указ регулирует проблемные вопросы в сфере рынка ценных бумаг. В частности, с целью повышения защищенности прав владельцев облигаций конкретизированы вопросы предоставления эмитентами облигаций обеспечения по своим обязательствам.
Чтобы исключить случаи необоснованного списания денежных средств клиентов со счетов брокеров, доверительных управляющих и депозитариев посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств, предусмотрен соответствующий защитный механизм.
Аналогичный защитный механизм предусматривается в отношении денежных средств лиц, оплачивающих акции акционерного общества при их размещении, на период до государственной регистрации выпуска акций в соответствии с законодательством о ценных бумагах.
В целях стимулирования инвестиционной активности на рынке ценных бумаг Указом введена необходимость проведения экспертизы оценки имущества, залогом которого обеспечивается исполнение обязательств по облигациям.
До полного исполнения обязательств по облигациям ограничивается возможность расторжения или изменения договоров о предоставлении поручительства, о страховании ответственности эмитента и о выдаче банковской гарантии.
Предусмотрено право юридических и физических лиц самостоятельно совершать сделки с ценными бумагами на фондовой бирже, кроме того, иностранные профессиональные участники допускаются к биржевым торгам.
Общие положения, относящиеся к внедрению новых видов облигаций (стрип-облигации, депозитарные облигации), а также института квалифицированного инвестора на рынке ценных бумаг, закреплены в Законе, которым внесены изменения в том числе в Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 231-З).
Справочно.
Стрип-облигации — это облигации, эмитируемые в бездокументарной форме, с доходом в виде фиксированного процента от номинальной стоимости облигации, выплачиваемым владельцу облигации единовременно при ее погашении или периодически в течение срока обращения облигации, ставка которого по всем процентным периодам установлена в проспекте эмиссии облигаций и имеет одинаковый размер (далее — процентный доход по стрип-облигациям), проспектом эмиссии которых предусмотрена возможность раздельного размещения и обращения в виде стрипов на номинальную стоимость стрип-облигаций и процентный доход по стрип-облигациям.
Указом внесены изменения:
Изменения в Указ № 277
Указом определены условия эмиссии новых видов облигаций (стрип-облигации, депозитарные облигации), включая порядок и способы обеспечения исполнения обязательств эмитента по ним.
Одной из особенностей, предусмотренных Указом в отношении депозитарных облигаций и связанных с повышенным риском инвестирования в депозитарные облигации, является то, что в случае открытия в отношении эмитента депозитарных облигаций конкурсного либо ликвидационного производства требования владельцев депозитарных облигаций удовлетворяются после удовлетворения требований владельцев иных облигаций этого эмитента.
Кроме того, аналогичный подход устанавливается также и в отношении биржевых облигаций, поскольку возможный объем эмиссии биржевых облигаций ограничивается определенной величиной стоимости чистых активов эмитента биржевых облигаций. Но при этом в пределах этой же величины стоимости чистых активов могут эмитироваться также и необеспеченные облигации. В случае, если юридическое лицо является одновременно эмитентом как биржевых, так и депозитарных облигаций, сперва расчеты должны быть произведены по биржевым облигациям и только после этого — по депозитарным облигациям.
Справочно.
Депозитарные облигации будут востребованы прежде всего вновь созданными компаниями (стартапами), позволяя им привлекать финансирование на начальной стадии функционирования под реализацию инвестиционных проектов. Внедрение такого финансового инструмента, как депозитарные облигации, будет являться одним из элементов развития венчурного финансирования в республике.
При этом с целью защиты прав инвесторов в Указ включены нормы, не допускающие проведение:
- процедуры стрипования в период осуществления эмитентом стрип-облигаций досрочного погашения (досрочного выкупа) данного выпуска стрип-облигаций;
- досрочного погашения (досрочного выкупа) выпуска стрип-облигаций в период осуществления процедуры стрипования данного выпуска стрип-облигаций;
- досрочного погашения стрипов, за исключением случая, указанного в ч. 4 подп. 1.8 п. 1 Указа № 277 (в ред. Указа).
Указ внедряет механизм прямого участия инвесторов, на сегодняшний день напрямую не допущенных к торгам на фондовой бирже, в размещении и обращении отдельных видов ценных бумаг при соблюдении условий, определенных Указом.
В подп. 1.2 п. 1 Указа № 277 внесены изменения, направленные на закрепление всех контрольных полномочий на рынке ценных бумаг за Министерством финансов.
Кроме того, в Указе № 277:
- предусмотрена обязательная независимая оценка имущества, предлагаемого в качестве залога для обеспечения исполнения обязательств по облигациям, а также требование об экспертизе достоверности такой оценки;
- вводится право юридических лиц (перечень определяет регулирующий орган) самостоятельно участвовать в торгах ценными бумагами на фондовой бирже;
- предусмотрен запрет на расторжение договоров поручительства и страхования до момента исполнения обязательств по облигациям;
- вводится уточненный перечень случаев приостановления совершения и исполнения сделок с ценными бумагами регулирующим органом;
- предоставляется возможность допуска к торгам иностранных профессиональных участников.
Справочно.
Указ предусматривает совершенствование порядка эмиссии биржевых облигаций.
Изменения в Указ № 510
Внесены изменения в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510.
После внесения описанных выше изменений в Указ № 277, Указ № 510 и Закон № 231-З весь спектр контрольных полномочий комплексно закреплен за Министерством финансов, его территориальными органами. При этом контрольные действия будут фактически осуществляться силами работников Департамента по ценным бумагам, являющегося структурным подразделением Министерства финансов с правами юридического лица, и (или) территориальных органов Министерства финансов по территориальной принадлежности.
Изменения в Указ № 154
Указ № 154 дополнен среди прочего приложениями, определяющими особенности функционирования специальных счетов небанковского профессионального участника, небанковского акционерного общества и специальной финансовой организации.
Уточнены некоторые из понятий, закрепленные в Положении о финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций, утвержденном Указом № 154:
— в состав выделенных активов включены предоставленное обеспечение исполнения обязательств по облигациям, поступления процентных доходов от размещения временно свободных денежных средств, входящих в состав выделенных активов, в банковские вклады (депозиты), процентные доходы за пользование временно свободными денежными средствами, находящимися на текущем (расчетном) банковском счете со специальным режимом функционирования;
— в определении операции секьюритизации конкретизировано, что приобретение специальной финансовой организацией прав (требований) у инициатора (инициаторов) может осуществляться как с дисконтом, погашение которого формирует дополнительный источник для исполнения специальной финансовой организацией обязательств по эмитированным ею облигациям в процессе секьюритизации, так и без него;
Справочно.
Секьюритизация (от англ. securities — «ценные бумаги») — финансовый термин, означающий одну из форм привлечения финансирования путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки (например, портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость, генерирующая стабильный рентный доход, и т.д.).
— в связи с конкретизацией понятия выделенных активов уточнено также определение поступлений по правам (требованиям), в которые включены также поступления по правам, обеспечивающим исполнение обязательства должника по уступленным правам (требованиям), в том числе праву залогодержателя по договору о залоге, что позволяет включать в состав выделенных активов денежные средства, полученные от реализации обеспечения (продажа имущества, переданного в залог, выплата средств гарантами, поручителями, страховыми организациями и пр.).
Справочно.
В связи с тем, что деятельность специальной финансовой организации является исключительной, принципиальный характер приобретает вопрос возможных направлений инвестирования специальной финансовой организацией временно свободных денежных средств, входящих в состав выделенных активов, с целью создания дополнительных источников для исполнения своих обязательств по эмитированным в процессе секьюритизации облигациям перед их владельцами.
Действующие нормы Указа не позволяют специальной финансовой организации осуществлять инвестирование собственных средств, что значительно снижает заинтересованность в осуществлении данной деятельности путем образования специальной финансовой организации.
Расширение возможных направлений инвестирования временно свободных денежных средств, входящих в состав выделенных активов, отвечает наилучшим мировым практикам по данному вопросу, обеспечивая значительные конкурентные преимущества национальным специальным организациям, повышая их инвестиционную привлекательность, что приобретает особое значение в свете необходимости ускоренного развития финансового рынка Республики Беларусь.
Выводы
Принятие Указа направлено на обеспечение ускоренного развития рынка ценных бумаг за счет прямого участия инвесторов, не допущенных к торгам на фондовой бирже, в размещении и обращении отдельных видов ценных бумаг, внедрении новых финансовых инструментов, а также позволит повысить степень защищенности прав владельцев облигаций.