Содержание:
Для чего необходимы профессиональные стандарты?
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 в редакции постановления от 22.07.2021 № 55 (далее — Общие положения ЕКСД), предусматривают, что отдельные выпуски ЕКСД содержат профессиональные стандарты (ч. 4 п. 1).
Кроме того, согласно ч. 2 п. 15 Общих положений ЕКСД присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым им должностям служащих производится в порядке, установленном нанимателем, в соответствии с квалификационными характеристиками, профессиональными стандартами, предусмотренными выпусками ЕКСД, если иное не определено актами законодательства.
Что определено в профстандарте «Управление коммерческой организацией»?
Основные термины и определения
Основные термины и их определения, которые применяются в профстандарте «Управление коммерческой организацией» (далее — ПС):
- команда — группа работников, созданная для выполнения определенных функций за некоторый период времени под руководством должностного лица коммерческой организации с целью достижения определенной цели (решения определенной задачи). В зависимости от функционального назначения выделяют управленческие, производственные, проектные команды, при этом персональный состав команды не является тождественным штатному расписанию структурного подразделения, выполняющего аналогичные функции;
- корпоративный стандарт — документ, разработанный и используемый в коммерческой организации, определяющий базовые принципы и критерии осуществления деятельности в какой-либо функциональной области;
- ключевые компетенции коммерческой организации — совокупность уникальных профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально-деловых связей, которыми обладает кадровый состав коммерческой организации, обеспечивающих ее (организации) устойчивое положение на рынке (конкурентоспособность);
- меритократический подход — концептуальный подход в современном менеджменте, предусматривающий выдвижение на руководящие должности лиц, имеющих природные способности к управленческой деятельности и необходимую базу профессиональных знаний, умений и навыков;
- организационная культура — совокупность формальных и неформальных правил и норм поведения, основанных в том числе на корпоративных стандартах и организационных процедурах, направленных на достижение целей коммерческой организации;
- организационная процедура — совокупность правил, регламентирующих порядок осуществления какой-либо деятельности в определенной сфере, закрепленных соответствующим локальным правовым актом коммерческой организации либо регулируемых сложившейся практикой;
- сценарный подход— концептуальный подход в современном менеджменте, предусматривающий разработку и детальное описание возможных вариантов развития какой-либо системы в определенный период времени.
Категории руководителей
С учетом масштаба профессиональной деятельности, сложности и объема выполняемых функций в п. 1 ПС определены 4 категории руководителей, выполняющих соответствующие функции на различных уровнях управления коммерческих организаций:
- руководители низового звена — руководители несамостоятельных структурных подразделений первичного звена (с численностью работников не менее двух штатных единиц), входящих в состав иных структурных подразделений; заместители руководителей самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций в случае, если в структуре самостоятельного структурного подразделения отсутствуют структурные подразделения, входящие в него;
- руководители среднего звена — руководители самостоятельных структурных подразделений коммерческих организаций; их заместители — в случае, если самостоятельное структурное подразделение включает несамостоятельные структурные подразделения, входящие в него; заместители руководителей коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства; руководители представительств и филиалов (обособленных структурных подразделений) коммерческих организаций;
- руководители высшего звена второго уровня — руководители коммерческих организаций, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, заместители руководителей коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек;
- руководители высшего звена первого уровня — руководители коммерческих организаций со средней численностью работников свыше 250 человек, руководители управляющих компаний холдингов.
Здесь же определено, что структура ПС предусматривает следующую корреляцию категорий руководителей с уровнями квалификации:
Категории руководителей | Уровень квалификации |
---|
Руководители низового звена | 5 |
Руководители среднего звена | 6 |
Руководители высшего звена первого уровня | 7 |
Руководители высшего звена второго уровня | 8 |
Установлено, что ПС может применяться в коммерческих организациях, осуществляющих все виды экономической деятельности (п. 2). В п. 3 ПС определены классификационные группы занятий, на которые он распространяется.
В главе 2 ПС содержится краткая характеристика вида трудовой деятельности. Так, установлено, что управление коммерческой организацией является многоаспектным видом трудовой деятельности, суть которого заключается в объединении коллектива работников для реализации избранной стратегии развития коммерческой организации с целью извлечения прибыли от осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности.
В зависимости от уровня квалификации руководитель должен иметь высшее (среднее специальное) профессиональное образование, переподготовку по специальностям, соответствующим деятельности в области управления организацией; высшее профессиональное образование, переподготовку (повышение квалификации) по специальностям, соответствующим деятельности в области менеджмента (экономики, маркетинга, коммерческой деятельности).
Справочно.
В ПС определено основное функциональное назначение руководителя коммерческой организации — обеспечение выработки и последующей реализации эффективных управленческих решений по широкому кругу вопросов, относящихся к деятельности коммерческой организации.
Предъявляются также требования к опыту практической работы, который должен составлять от 3 до 5 лет.
Где может применяться профстандарт?
Стандарт может применяться в коммерческих организациях, осуществляющих все виды экономической деятельности, и распространяется на занятия, входящие в следующие классификационные группы занятий:
- финансово-экономическая и административная деятельность;
- кадры и трудовые отношения;
- стратегическое планирование;
- сбыт и маркетинг;
- реклама и связи с общественностью;
- научные исследования и разработки;
- производство и эксплуатация в сельском, лесном хозяйствах, рыбоводстве и рыболовстве, обрабатывающей промышленности, в области энергоснабжения, водоснабжения, сбора и обработки отходов;
- информационно-коммуникационные технологии, предоставление услуг по уходу за детьми, финансовых услуг и страхования, услуг временного проживания и др.